• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет городского и регионального развития

 

Подписаться на рассылку

«Мы развиваем комплексный подход к городу как культурному ландшафту»

«Мы развиваем комплексный подход к городу как культурному ландшафту»

Недавно столичный комитет по туризму назвал победителей конкурса экскурсионных маршрутов «Покажи Москву!». Среди 12 лауреатов оказался и доцент факультета городского и регионального развития Высшей школы экономики Иван Митин с проектом «Мое Ясенево». В его основу легли результаты исследования, проведенного участниками научно-учебной группы «Культурная и гуманитарная география города».

«Мое Ясенево» — так называется экскурсионный маршрут, разработанный доцентом факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Иваном Митиным. 30 июня он стал одним из победителей конкурса «Покажи Москву!», проводимого столичным комитетом по туризму. Всего из 300 заявок экспертное жюри выделили 12 лауреатов, еще пятерых выбрали участники голосования на портале «Активный гражданин».

«Идея маршрута — рассказать об одном из самых, на первый взгляд, обыкновенных спальных районов Москвы как о достопримечательном месте, — отмечает автор проекта. — Мы стремились создать экскурсию не о великих людях или знаменательных событиях прошлого, а о городской повседневности и о простых горожанах. Каждый из нас может рассказать истории о тех местах, что нам дороги и близки. Наш маршрут как раз об этом: мы показываем Ясенево глазами жителей района, через те чувства и эмоции, которые они испытывают к своему району, потому именно так создается подлинная уникальность каждого места».

При создании маршрута Иван Митин опирался на научную работу — теорию места, понимаемого как осмысленный и означенный участок пространства — и результаты исследования, проведенного вместе со студентами из научно-учебной группы (НУГ) «Культурная и гуманитарная география города». В 2019 году коллектив НУГ реализовал проект «Комплексное культурно-географическое исследование удаленных городских районов как инструмент стимулирования локальных идентичностей и брендинга территорий». Исследователи выбрали комплексный подход к изучению города, потому что, по словам Ивана Митина, он очень важен для урбанистики и географии: «Одна из главных наших задач состоит не столько в том, чтобы найти на конкретной территории доказательства тех или иных универсальных закономерностей, сколько в том, чтобы всесторонне представить конкретную городскую территорию как место и как культурный ландшафт, т.е. понять внутренние взаимосвязи всех сосуществующих в этом ландшафте явлений, высветив, таким образом, его уникальность».

© Высшая школа экономики

Для того, чтобы достичь этой задачи участники группы исследовали локальную идентичность ясеневцев и образ Ясенева: набор тех взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, которые в глазах жителей отличают район как место от всех остальных, формируют его уникальность. При разработке маршрута исследователи старались раскрыть экскурсантам выявленные исследовательским путем образы района и использовали истории жителей (цитаты из интервью).

Исследование, проведенное НУГ, нашло свое продолжение в рамках созданной в прошлом году на факультете городского и регионального развития проектной группы «Культурная и гуманитарная география города». «Мы развиваем комплексный подход к городу как культурному ландшафту, продолжаем исследования московских районов, — говорит Иван Митин. — Уже выполнили исследование Басманного района по президентскому гранту и приступили к сравнению Ясенева и Басманного района, а также к внедрению элементов брендинга территорий».

Как отмечает доцент, исследования студентов факультета носят не только академический, но и прикладной характер. Одной из отмеченных членами жюри конкурса «Покажи Москву» особенностей маршрута «Мое Ясенево» было именно то, что он опирается на исследовательскую работу.

Для меня важно и обратное: наши исследования не просто реализуют комплексный подход к изучению города, становятся одними из первых исследований удалённых московских районов в академическом дискурсе, но и имеют существенное прикладное значение

Кроме того, работа с представлениями о конкретных территориях, с образами городских районов, с локальными сообществами и их идентичностями может быть использована в культурной политике, в частности, в социокультурном проектировании, уверен Иван Митин.

Иван Митин, доцент факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ, победитель конкурса «Покажи Москву!»

Иван Митин, доцент факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ, победитель конкурса «Покажи Москву!»

Если тот или иной проект будет основан на представлениях самих жителей о своем районе, на том, что им важно и ценно, он будет востребован, понят и принят. Задача социокультурного проектирования — развивать и интерпретировать те особенности районов, которые выявлены научным путем, и конструировать новые и новые городские истории, делая даже удаленные типовые районы уникальными и потому привлекательными.

Если говорить об экспертизе нашего факультета, то ФГРР исповедует комплексный подход к городу, потому что город — это взаимосвязанная и взаимообусловленная система, в которой нельзя рассматривать одни аспекты, но не учитывать другие. Культурно-географический подход в рамках этого комплексного видения города позволяет посмотреть на территорию глазами жителей и через призму тех особенностей территории, которые делают ее уникальной. Это именно то, что востребовано в современной туристской индустрии, в которой опыт, впечатления, эмоции, переживания конкретной дестинации туристом вместе с местными ценятся больше всего! Туризм перестает быть просто набором «раскрученных» достопримечательностей, которые посещают все. Теперь это, прежде всего, экономика впечатлений, еще одна интерпретация конкретной территории. Это именно то, что я сейчас рассказываю студентам магистерской программы «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме» в рамках курса «Destination Marketing». И это именно та точка соприкосновения, где экспертиза факультета городского и регионального развития может пригодиться Департаменту культуры и Комитету по туризму Москвы.