• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет городского и регионального развития

 

Подписаться на рассылку

Города после пандемии: как обеспечить устойчивое развитие в новых условиях

Краснодар

Краснодар
© iStock

На площадке Высшей школы экономики 17 февраля прошла V ежегодная конференция по вопросам развития городов «Устойчивое развитие российских городов: новое стратегическое видение». Представители городских властей, международных организаций и бизнеса, отечественные и зарубежные эксперты обсудили новые вызовы и приоритеты городского развития, а также возможности и механизмы реализации целей устойчивого развития на региональном уровне.

Организаторами конференции стали Институт региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ и агентство «Эс Джи Эм».

В недавно опубликованном докладе о состоянии городов мира 2020 года делается вывод о том, что города создают экономическую ценность, когда они эффективно функционируют, отметила, открывая конференцию, руководитель отделения по Стратегическому мониторингу и обзорам ООН-Хабитат Оса Джонсон. Она также подчеркнула, что пандемия усугубила многие проблемы городского развития, в частности, системное неравенство. При этом, на ее взгляд, города по-прежнему остаются центрами инноваций. Она обратила внимание на необходимость реализации политики устойчивого развития на региональном уровне.

«Российское правительство должно принять все меры и создать условия, позволяющие местным властям генерировать доходы, регулировать землепользование, планировать рост городов, ограничивать их разрастание и равномерно распределять жилье», – сказала Оса Джонсон. В ООН-Хабитат призывают Россию и другие страны подготовить добровольные национальные доклады о развитии городов.

Генеральный директор агентства «Эс Джи Эм» Елена Долгих представила на конференции рейтинг устойчивого развития российских городов в 2019 году, а также озвучила современную повестку городского развития. К наиболее актуальным темам относятся декарбонизация и зеленая экономика, технологическое развитие, цифровизация и умные города, современная инфраструктура и устойчивая «зеленая» мобильность, прозрачность данных и доступность для мониторинга, развитие коммуникаций и взаимодействия.

Что касается рейтинга устойчивого развития российских городов, то его первая десятка выглядит следующим образом: Москва, Краснодар, Тюмень, Санкт-Петербург, Калининград, Казань, Красногорск, Нефтеюганск, Южно-Сахалинск, Одинцово. Анализируется 43 показателя по 4 составляющим: экономическое развитие, городская и социальная инфраструктура, демография, экология.

Ирина Ильина
Ирина Ильина
© Высшая школа экономики

В свою очередь директор Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ Ирина Ильина рассказала о проекте Вышки «Новые подходы к оценке достижений устойчивого развития». Весь мир озадачен проблемами долгосрочного планирования, делаются многочисленные рейтинги, оценки и прогнозы, но, по ее словам, в части России «наши западные партнеры» не всегда обладают полнотой информации, говорит она. «В этой связи мы решили сделать работу, которая показала бы перспективы развития российских городов», – отметила она.

Исследователи Вышки проанализировали 215 показателей, выделив 35 индикаторов развития в интервале 2008-2035 гг. Для оценки были выбраны города и регионы, у которых есть программы социально-экономического развития. В ходе работы исследователи проводили оценку индекса человеческого потенциала и расчет индекса процветания городов (CPI), адаптированных для российских городов, сделали прогноз качества городской среды до 2028 ода и социально-экономический прогноз до 2035 года и разработали сценарии эволюции человеческого капитала с учетом базового и оптимистичного сценариев прогноза.

В частности, по индексу человеческого потенциала аутсайдеры – это города и регионы Северо-Западного, Приволжского и Южного федеральных округов. Слабая сторона российских городов – это низкие доходы, сильная сторона – образование. Индекс продолжительности жизни и благосостояния у нас находится на уровне стран Латинской Америки, индекс образования – на уровне стран Запада, рассказала Ирина Ильина.

«Надо в обязательном порядке для каждого города предусматривать свой собственный путь и эксклюзивные цели развития, потому что, к сожалению, сейчас очень многие стратегические документы похожи как близнецы», – резюмировала эксперт.

© iStock

Об опыте Москвы по участию в пилотном проекте Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) «Территориальный подход в достижении целей устойчивого развития» рассказала Елена Белова, начальник управления обеспечения деятельности проектного офиса по улучшению инвестиционного климата в городе Москве столичного департамента инвестиционной и промышленной политики. Одна из задач проекта – организация совместной работы представителей разных городов и территорий для обмена опытом, лучшими практиками и поиска решений общих проблем. В частности, российские и зарубежные эксперты сошлись во мнении, что качество жизни напрямую влияет на приток инвестиций. Московские власти совместно с ОЭСР проводили работу по корректировке методологии оценки достижений по внедрению ЦУР, решали задачу по презентации достижений столицы по формированию благоприятной среды для жизни и работы людей, изучали и внедряли международные стандарты статистики в работу столичного правительства. Елена Белова сообщила также, что московские эксперты будут участвовать в проекте по внедрению ЦУР в моногородах, чтобы посмотреть как международная повестка может изменить там структуру и качество жизни.

Пандемия и вызванный ее кризис показали, что, скорее всего, придется менять цели устойчивого развития и рейтинги, построенные на их основе, полагает Сергей Бобылев, заведующий кафедрой экономики природопользования экономического факультета МГУ. «Это большой вызов, и пока неясно как это делать», – сказал он. Например, сливаются экологические и социальные цели: житель китайского мегаполиса, по данным Всемирной организации здравоохранения, живет на 5-6 лет меньше, чем китайцы в «чистом» городе. По его мнению, надо не бояться адаптировать ЦУР под конкретные города и регионы, делать систему «ЦУР+», при этом стоит «держаться за нашу статистику». Он также считает, что сегодня ЦУР в России больше нужны крупному бизнесу, чем государству.

В тоже время, Елена Долгих заметила, что в 2018 году агентство «Эс Джи Эм» по заказу ООН проводило опрос крупных компаний  российского бизнеса, и на вопрос «кто должен отвечать за реализацию ЦУР в России?», ответ был «государство».

Опрос участников конференции показал, что большинство (74%) уверенно: цели устойчивого развития достижимы, а проблемы на пути их достижения в большей степени связаны с политикой правительства (так ответило 65%). Приоритетными проблемами городского развития эксперты назвали инфраструктуру, занятость населения, городской транспорт и участие граждан в управлении.

Посмотреть запись конференции можно здесь.