• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет городского и регионального развития

 

Подписаться на рассылку

«Мы имеем унифицированное нормирование и одинаковый результат по всей стране» — доцент ФГРР Виталий Стадников о своем докладе на конференции в Белграде

Доцент факультета городского и регионального развития Виталий Стадников принял участие в международной конференции в Белграде «Летняя школа урбанизма и устойчивого развития», где он выступил с докладом «Вопросы регулирования зонирования и устойчивого развития исторических городов России. Зонирование vs. Формы на основе кодов».

Белград

Белград
Андрей Хробоцов

Мероприятие состоялось 10-12 июня и  было организовано Ассоциацией урбанистов Сербии при поддержке Инженерной палаты Сербии под патронатом Министерства строительства, транспорта и инфраструктуры и Министерства образования, науки и технологического развития.

Мы поговорили с Виталием Стадниковым, о том, как прошла конференция и о том, что общего в российском и сербском опыте в вопросах регулирования исторических городов.

Виталий Стадников, доцент факультета городского и регионального развития, архитектор

В конференции принимали участие как сербские специалисты, так и представители культурно примыкающих к Сербии стран — Хорватии, Словении, Боснии и Герцеговины. Программа делилась на два блока: во-первых, городское планирование, во-вторых — геоданные  и вопросы, связанные с организацией всей системы. В первом блоке участвовало много представителей университета Белграда, который, в частности, заинтересован в развитии сотрудничества с Высшей школой экономики — организации студенческих обменов, семинаров, стажировок.

Мой доклад был посвящен вопросам развития инструментов регулирования на исторических территориях в российских городах. В нем я рассматриваю опыт последних десяти лет в плане разработки form-based кодов и их имплементации в такие законодательные инструменты, как правила землепользования и застройки и другие документы. Тенденция регулирования возникает на уровне функциональных составляющих, что ведет к детальному регулированию облика города.

Нельзя сказать, что российский опыт напрямую релевантен для Сербии, однако у России и стран бывшей Югославии есть общие особенности. Вследствие распада регулирования советского типа произошла дисрегуляция одной системы — новая же все еще находится в процессе создания. Мы сталкиваемся с похожими проблемами: у городских планировщиков нет контроля над результатом принимаемых решений, ослаблена система планировочных и архитектурных конкурсов, нет возможностей для их реализации, ухудшается качество проектирования.

Разница в том, что у них в советское время происходила децентрализация управления, а у нас шел обратный процесс. В последние годы российская система в части регулирования стала еще более централизованной. Формально в России у местных органов власти есть право разрабатывать локальные нормы, однако они не должны ослаблять федеральные. На практике это приводит к тому, что все берут за образец федеральные нормы, никак их не адаптируя. По сути, мы имеем унифицированное нормирование и, как следствие, одинаковый результат по всей стране. В Сербии в социалистическое время, напротив, существовала сильная система самоуправления, поэтому сегодня ситуация в разных частях страны существенно разнится. Однако при сохранившемся разнообразии значительно ухудшилось качество архитектуры. Таким образом, у нас есть отличия в актуальных процессах, но и у нас, и в Сербии система находится в переходном состоянии.