• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Меню

Факультет городского и регионального развития

 

Подписаться на рассылку

К чему привел опыт изменений маршрутных сетей частных перевозчиков

Александр Рыжков, научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики ФГРР, соавтор исследования реформы маршрутной сети частных перевозчиков Москвы в 2016 году, — о несовершенствах новой системы, опыте регионов и реализации реформ в контексте пандемии.

К чему привел опыт изменений маршрутных сетей частных перевозчиков

retail-loyalty.org

Как в Москве осуществлялась замена маршруток на новые автобусы?

В Москве в 2016 году была проведена реформа, которая готовилась примерно три года. Суть была в следующем: частных перевозчиков, работающих за наличные, заменить на новые автобусы и новые маршруты. В 2016 году это запустили за одно лето. Организационно все сделано было в соответствии с лучшими мировыми практиками: заключены контракты с теми частными перевозчиками, которые были готовы сотрудничать; перевозчики приобрели  качественные автобусы, были включены в городское билетное меню. Структуры департамента транспорта (ДТиРДТИ) Москвы начали строго следить за качеством работы. Есть такая служба организации перевозки ГКУ «Организатор перевозок» , которая относится к департаменту транспорта. Она стала проводить мониторинг перевозчиков, взимать штрафы за нарушения. Это стимулировало частных перевозчиков работать по более высоким стандартам, чем даже государственный перевозчик Мосгортранс.

Какой конкретный аспект реформы вы исследовали?

Количество маршрутов частных перевозчиков в 2015 г. и 2016 г.
Количество маршрутов частных перевозчиков в 2015 г. и 2016 г.
Исследование Market initiative and central planning: A study of the Moscow bus network

В нашем исследовании мы изучали изменения маршрутной сети, которые сопровождали данную реформы. Изменения были крупными — число маршрутов снизилось с 400 до 211.В связи с этим реформа приобрела отчасти плохую репутацию у местных жителей. В исследовании мы изучали, как эти изменения были выражены пространственно, как изменились технические характеристики маршрутной сети, в том числе провозная способность.

Количество маршрутов Мосгортранс (все виды транспорта) в 2015 г. и 2016 г.
Количество маршрутов Мосгортранс (все виды транспорта) в 2015 г. и 2016 г.
Исследование Market initiative and central planning: A study of the Moscow bus network

К какому выводу вы пришли в результате исследования?

В результате мы обнаружили, что во многих районах реформа привела к снижению суммарной провозной способности общественного транспорта.

С академической точки зрения, нашей целью было сравнить маршрутные сети, сформированные рынком (ситуация до реформы), и сформированные властями (ситуация после реформы). В первом случае, планирование обусловлено рынком, стремлением компаний получить прибыль, а во втором – преследуется цель создания целостной красивой системы для комфорта горожан. Последняя модель всегда считается лучше, потому что перевозки, основанные исключительно на стремлении к прибыли могут упустить социальные направления развития транспорта как невыгодные. Но мы постарались с этим поспорить, аргументировав это снижением суммарной провозной способности в результате реформы. Оказалось, что квалифицированный транспортный планировщик стремится упорядочить сеть, однако не всегда способен обеспечить тот же уровень провозной способности сети.

Вы считаете, что нужно было сохранить старую маршрутную сеть?

Нет, однако необходимо было более тщательно подойти к планированию провозной способности системы: обеспечить больше транспортных средств, возможно, сохранить некоторые из отменённых маршрутов. Во-вторых, не следовало делать переход таким резким. В Москве все изменения произошли за очень короткое время Было бы более правильно вводить все плавно, хотя бы в течение полугода-года.

Как вы считаете, будут ли отличаться подобные реформы в других городах?

Прошло почти пять лет с реформы в Москве, и уже появился опыт в других городах. Он во многом повторяет московский: реформы проводятся очень быстро. Мне кажется, отчасти это вызвано нашей культурой и ментальностью. Она выражается в пословицах вроде «Сделай дело – гуляй смело». Мы сначала сидим на печи, а затем бежим на подвиги. И этот подход предполагает, что нужно сделать все в один день, разово прекратить старое и запустить новое. Вариант постепенных изменений не рассматривается.

Подобный подход в начале 2020 года был повторён в Твери, где новая модель организации перевозок также была введена очень быстро, и, несмотря, на улучшение качества услуг, на начальном этапе критиковалась жителями. Подобное сейчас происходит в Новокузнецке, где в назначенный день система не была полностью запущена, что вызвало стресс у пассажиров и даже протесты.

Новый автобус, Пермь
Новый автобус, Пермь
rifey.ru

Но есть города, выбравшие другой, эволюционный, подход. Например, Пермь, где несколько месяцев назад завершилась реформа. Здесь процесс был более плавным, а сами изменения маршрутной сети — менее радикальным. Реформа была реализована намного менее конфликтно.

Скажется ли пандемия на будущие реформы в других городах?

Нужно сказать об опыте Перми, ведь реформа была выполнена в условиях коронавируса и падения пассажиропотока. В результате не был выполнен прогноз по объёмам билетной выручки, существенно увеличился кассовый разрыв. В результате сейчас ведётся серьёзная политическая дискуссия о городском бюджете.

В целом же пандемия существенно усложняет такие реформы, ведь труднее спрогнозировать доходы от оплаты проезда. Думаю, что многие города либо отложат эти реформы, либо будут формировать ещё более агрессивные маршрутные сети, чтобы минимизировать убытки. Соответственно, им будут свойственны те же проблемы.

Скачать исследование