• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Телефон: +7 (495) 772-95-90
доб. 12-604 (учебный офис),
12-150 (PR и коммуникации)
E-mail: city@hse.ru

Руководство
Научный руководитель, декан Блинкин Михаил Яковлевич
Первый заместитель декана Воробьев Антон Николаевич
Заместитель декана по учебной работе Плисецкий Евгений Евгеньевич
Заместитель декана по научной деятельности Шилова Надежда Викторовна
Заместитель декана по проектной работе Салтыкова Алла Александровна
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Городское планирование

5 лет
Очная форма обучения
35/20/10
35 бюджетных мест
20 платных мест
10 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Прототипирование городов будущего

2 года
Очная форма обучения
20/15
20 платных мест
15 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Транспортное планирование

2 года
Очная форма обучения
20/10/1
20 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление пространственным развитием городов

2 года
Очная форма обучения
30/20/3
30 бюджетных мест
20 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Статья
Судебные споры по программе реновации Москвы

Медведев И. Р.

Арбитражный и гражданский процесс. 2020. № 3. С. 28-32.

Глава в книге
Транспортная система Сингапура

Тархов С. А.

В кн.: Социально-экономические проблемы развития и функционирования транспортных систем городов и зон их влияния: материалы XXVI Междунар. (двадцать девятой Екатеринбургской) науч.-практ. конф. (16-17 июня 2020 г.). Екатеринбург: Комвакс, 2020. С. 290-326.

«Мегаполис не может быть безопасным по определению»: 10 способов справиться со страхами в городе

Исследовательница НУЛ социальных исследований города ФГРР Яна Багина рассказывает о некоторых результатах своей работы по изучению совладания с городскими страхами

«Мегаполис не может быть безопасным по определению»: 10 способов справиться со страхами в городе

Городская жизнь — это палитра переживаний, впечатлений, эмоций. Людей вгоняет в тоску плохая погода, радуют приветливые незнакомцы, раздражают дорожные пробки. А еще горожане тревожатся, испытывают страх, ожидают угроз своей безопасности со стороны других людей.

Это может быть вполне конкретная угроза, — например, кражи, ограбления, побоев, изнасилования или даже убийства. Но нередко этот страх носит смутно осознаваемый характер, опасность не совсем ясна. Но, так или иначе, если она воспринимается в качестве реальной, она заставляет человека действовать.

Социальные теоретики говорят, что в современных западных обществах широко распространены страхи перед разнообразными угрозами и существует повышенная тревожность относительно безопасности. При этом я не пытаюсь представить современного горожанина как невротика, зацикленного на всевозможных угрозах. Скорее беспокойство становится фоном повседневной жизни, поскольку все мы хорошо осведомлены о различных опасностях, существующих в городе.

Для меня важно акцентировать внимание на активности горожан ради чувства безопасности, — на их действиях для совладания с эмоциями и с ситуацией страха.

Эти стратегии совладания меняют характер передвижения по городу. Как это происходит? Расскажу в 10 пунктах, опираясь на мои интервью с жителями Москвы. 

  1. Горожане планируют и меняют свои маршруты, способы передвижения и его темп таким образом, чтобы избежать ситуаций, которые могут вызвать больший страх за свою безопасность. Например, берут такси или избегают малоосвещенных улиц в темное время суток.
  2. Страх обостряет внимание к происходящим вокруг событиям. Люди стараются «быть начеку», то есть контролировать движение и внешний вид других горожан, отслеживать звуки. Подобный контроль складывается из мелких действий, позволяющих лучше взаимодействовать с окружающей средой: достать наушники, обернуться, прислушаться к шагам.
  3. Горожане беспокоятся за свои личные вещи, например, сумки, украшения, телефоны. Они становятся объектом усиленного контроля: за ними следят, их скрывают, пытаются держать ближе к себе. Вещи становятся как бы продолжением тела человека в процессе мобильности.
  4. Горожанин-одиночка воспринимается как уязвимый. В попытках совладать со страхом люди передвигаются в компании друзей, знакомых или пристраиваются к безопасно выглядящим незнакомцам, проходящим мимо. Перемещаться можно и в компании невидимых спутников, разговаривая по телефону или имитируя этот разговор.
  5. Атрибутами повседневной мобильности становятся средства самообороны: газовые и перцовые баллончики, электрошокеры. Кроме того, переопределяется смысл бытовых предметов. Орудиями для самозащиты оказываются, например, ключи или рюкзаки.
  6. Внешний вид человека имеет коммуникативную функцию, которой горожане манипулируют, чтобы избегать нежелательных взаимодействий. Женщины, например, могут избегать привлекающей внимание одежды.
  7. Горожане пытаются демонстрировать такие эмоции, которые, по их мнению, помогут избежать взаимодействия с «подозрительными личностями». Например, уверенность в себе или сдержанность, безразличие.
  8. В ситуации городской мобильности люди контролируют свое физическое состояние. Это связано, например, с ограничением алкоголя и ношением удобных одежды и обуви, чтобы оказать сопротивление в небезопасной ситуации или просто убежать.
  9. Происходит рационализация происходящих в городе событий — поиск таких объяснений ситуации, которые помогли бы воспринимать ее как безопасную. Например, поиск вокруг себя камер и полиции.
  10. Люди также стараются напрямую управлять собственными эмоциями. Это может быть самоуспокоение, самоубеждение, игнорирование мыслей об опасности. Одна из моих информанток, возвращаясь домой поздно, боролась с тревогой с помощью чтения стихов.

Страхи за свою безопасность, наряду с другими чувствами, помогают горожанам интерпретировать происходящие события, осваивать и присваивать изменчивую городскую среду. Иными словами, люди делают некую разметку города, исходя из опасности/безопасности тех или иных социальных ситуаций.

Вплетаясь в повседневную мобильность, совладание со страхами адаптирует ее к представлениям горожан об эмоциональном комфорте.

Багина Яна Александровна
Стажер-исследователь научно-учебной лаборатории социальных исследований города ФГРР

В декабре 2019 г. Яна Багина выступила на конференции «Тревожное общество и сенситивная социология» в Санкт-Петербурге.

Узнать больше о городских страхах можно в препринте "Coping with fear in everyday urban mobility".

За новостями научно-учебной лаборатории социальных исследований города следите на сайте: gorod.hse.ru/sourban