«Мегаполис не может быть безопасным по определению»: 10 способов справиться со страхами в городе
Городская жизнь — это палитра переживаний, впечатлений, эмоций. Людей вгоняет в тоску плохая погода, радуют приветливые незнакомцы, раздражают дорожные пробки. А еще горожане тревожатся, испытывают страх, ожидают угроз своей безопасности со стороны других людей.
Это может быть вполне конкретная угроза, — например, кражи, ограбления, побоев, изнасилования или даже убийства. Но нередко этот страх носит смутно осознаваемый характер, опасность не совсем ясна. Но, так или иначе, если она воспринимается в качестве реальной, она заставляет человека действовать.
Социальные теоретики говорят, что в современных западных обществах широко распространены страхи перед разнообразными угрозами и существует повышенная тревожность относительно безопасности. При этом я не пытаюсь представить современного горожанина как невротика, зацикленного на всевозможных угрозах. Скорее беспокойство становится фоном повседневной жизни, поскольку все мы хорошо осведомлены о различных опасностях, существующих в городе.
Для меня важно акцентировать внимание на активности горожан ради чувства безопасности, — на их действиях для совладания с эмоциями и с ситуацией страха.
Эти стратегии совладания меняют характер передвижения по городу. Как это происходит? Расскажу в 10 пунктах, опираясь на мои интервью с жителями Москвы.
- Горожане планируют и меняют свои маршруты, способы передвижения и его темп таким образом, чтобы избежать ситуаций, которые могут вызвать больший страх за свою безопасность. Например, берут такси или избегают малоосвещенных улиц в темное время суток.
- Страх обостряет внимание к происходящим вокруг событиям. Люди стараются «быть начеку», то есть контролировать движение и внешний вид других горожан, отслеживать звуки. Подобный контроль складывается из мелких действий, позволяющих лучше взаимодействовать с окружающей средой: достать наушники, обернуться, прислушаться к шагам.
- Горожане беспокоятся за свои личные вещи, например, сумки, украшения, телефоны. Они становятся объектом усиленного контроля: за ними следят, их скрывают, пытаются держать ближе к себе. Вещи становятся как бы продолжением тела человека в процессе мобильности.
- Горожанин-одиночка воспринимается как уязвимый. В попытках совладать со страхом люди передвигаются в компании друзей, знакомых или пристраиваются к безопасно выглядящим незнакомцам, проходящим мимо. Перемещаться можно и в компании невидимых спутников, разговаривая по телефону или имитируя этот разговор.
- Атрибутами повседневной мобильности становятся средства самообороны: газовые и перцовые баллончики, электрошокеры. Кроме того, переопределяется смысл бытовых предметов. Орудиями для самозащиты оказываются, например, ключи или рюкзаки.
- Внешний вид человека имеет коммуникативную функцию, которой горожане манипулируют, чтобы избегать нежелательных взаимодействий. Женщины, например, могут избегать привлекающей внимание одежды.
- Горожане пытаются демонстрировать такие эмоции, которые, по их мнению, помогут избежать взаимодействия с «подозрительными личностями». Например, уверенность в себе или сдержанность, безразличие.
- В ситуации городской мобильности люди контролируют свое физическое состояние. Это связано, например, с ограничением алкоголя и ношением удобных одежды и обуви, чтобы оказать сопротивление в небезопасной ситуации или просто убежать.
- Происходит рационализация происходящих в городе событий — поиск таких объяснений ситуации, которые помогли бы воспринимать ее как безопасную. Например, поиск вокруг себя камер и полиции.
- Люди также стараются напрямую управлять собственными эмоциями. Это может быть самоуспокоение, самоубеждение, игнорирование мыслей об опасности. Одна из моих информанток, возвращаясь домой поздно, боролась с тревогой с помощью чтения стихов.
Страхи за свою безопасность, наряду с другими чувствами, помогают горожанам интерпретировать происходящие события, осваивать и присваивать изменчивую городскую среду. Иными словами, люди делают некую разметку города, исходя из опасности/безопасности тех или иных социальных ситуаций.
Вплетаясь в повседневную мобильность, совладание со страхами адаптирует ее к представлениям горожан об эмоциональном комфорте.
Багина Яна Александровна
Стажер-исследователь научно-учебной лаборатории социальных исследований города ФГРР
В декабре 2019 г. Яна Багина выступила на конференции «Тревожное общество и сенситивная социология» в Санкт-Петербурге.
Узнать больше о городских страхах можно в препринте "Coping with fear in everyday urban mobility".
За новостями научно-учебной лаборатории социальных исследований города следите на сайте: gorod.hse.ru/sourban
Багина Яна Александровна
Научно-учебная лаборатория социальных исследований города: Стажер-исследователь