• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет городского и регионального развития

 

Подписаться на рассылку

XIII Международный форум «Арктика: Настоящее и будущее»

XIII Международный форум «Арктика: Настоящее и будущее»

7–8 декабря 2023 года в Санкт-Петербурге состоялся XIII Международный форум
«Арктика: настоящее и будущее». Более 2000 участников из России и зарубежных стран. В ходе двухдневной деловой программы представители органов власти, руководители крупных российских компаний и банков, ведущие эксперты научного сообщества, СМИ и гражданского общества обсудили комплексные и стратегические решения по социально-экономическому развитию Арктической зоны и выработали тактические шаги по их реализации,

Ведущий научный сотрудник Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского Надежда Замятина прияла участие в двух сессиях форума: «Опоры Крайнего Севера: переосмысление роли муниципалитетов» и «Образ будущего: формирование комфортной городской среды».

В конце был ноября утвержден перечень опорных населенных пунктов Арктической зоны РФ, в настоящее время стартовала разработка стратегий пространственного развития (мастер-планов) муниципальных образований (или совокупности территорий муниципальных образований в составе городских агломераций), определенных в качестве опорных на территории Арктической зоны Российской Федерации.

По мнению Надежды, особенность опорных населенных пунктов состоит в том, что эти города и поселки следует рассматривать не сами по себе, но как организационные центры освоения окружающей территории. Поэтому при разработке мастер-планов, которая последует за утверждением перечня опорных населенных пунктов. Разработка их мастер-планов требует особых подходов – причем не только в учете наличия вечномерзлых пород и других трудностей, связанных с климатическими особенностями, но и с тем, что опорные населенные пункты (ОНП) нужно осмыслить именно через их опорную функцию, как фокус развития окружающей территории. В этой связи в первую очередь при разработке мастер-планов следует оценить зону доступности/влияния каждого ОНП, провести инвентаризацию: какие виды деятельности ведутся в этой зоне и какими организациями. Сколько предельно пребывает в этой зоне людей – вахтовиков, геологов, рыбаков, охотников, постоянных жителей, кочует КМНС. В идеале, инфраструктура ОНП, в том числе медицинская, должна быть рассчитана – в пределе – именно на эту численность людей, проживающих или пребывающих по другим причинам в зоне доступности. В ковидный год мы внятно ощутили, какая нагрузка может лечь на базовые города в случае необходимости оказания массовой помощи, допустим, вахтовикам. Институт ОНП позволяет учесть эту специфику Арктики: здесь люди, зачастую находятся не там, где проживают постоянно. Извечное «кочевое» состояние населения Арктики проявляется и сегодня – когда истинное население Арктики складывается не только из ее жителей, но из вахтовиков, командированных, туристов, охотников, рыбаков, сюда же можно добавить военнослужащих, членов экипажей следующих по СМП судов и т. д. В идеале ОНП – это такой «островок безопасности», где все эти люди могли получить техническую, медицинскую помощь, воспользоваться услугами предприятий транспорта, связи, досуга, другой инфраструктурой.

Одна из важнейших функций ОНП – это информационное, научно-техническое обеспечение освоения окружающей территории: не все, допустим, геологические, экологические исследования можно проводить наездами ученых из столиц, для многих задач требуется постоянное присутствие на месте. Соответственно, планируя развитие ОНП, нужно в первую очередь, просчитать, чем он будет полезен для окружающей территории, какие социальные и медицинские, научно-информационные, транспортно-логистические и иные сервисы он будет обеспечивать для окружающей тундры. Тундра – не пустое пространство, даже если в ней не постоянных населенных пунктов – это пространство, где идет своя жизнь, требующая геологических изысканий, обеспечения связи, производственного сервиса, ветеринарного и медицинского контроля, поставок топлива и продуктов, при необходимости – обеспечения помощью со стороны полиции и МЧС и т.д. Исследования показали, что и административное управление добывающими предприятиями эффективнее вести с небольшого расстояния, а не из Москвы – это тоже важная функция ОНП. Наконец, ОНП – это часто центры образования своей, «арктической» молодежи, уже адаптированной к Арктике, и потому особенно ценной как будущего кадрового резерва.

Вот затем и нужно выделять в отдельную категорию арктические ОНП, что это такой действительно специфический тип населенных пунктов, который обслуживает процесс освоения и жизнь на окружающей территории. Конечно, у каждого города свои зоны влияния, но в Арктике эта зона влияния более сложная, не всегда видимая, но жизненно важная. Поэтому при разработке мастер-планов ОНП нельзя опираться на стандартные макроэкономические показатели. Деятельность предприятий и организаций ОНП не всегда дает сама по себе весомый вклад в валовой региональный продукт Российской Арктики – но делает возможным сам факт его получения: без геологии нет добычи нефти, без медицинских услуг нет жизни, без образования нет развития. Поэтому ОНП требуют совершенно особого подхода. ФГРР подготовил чек-лист для разработчиков мастер-планов арктических городов, который позволит обратить внимание не десятки нюансов, которые нужно учесть в данной работе.

Помимо собственно разработки мастер-планов, деятельность по их разработке может быть использована для совершенствования российского законодательства.

В целом ряде случаев риски развития ОНП могут быть связаны с несовершенством законодательной базы, связанных с недоучетом арктической и местной специфики в сфере оказания медицинской помощи, транспорта, научно-технической деятельности, деятельности коммунальных служб и т.д., а также общих вопросов государственного и муниципального управления (в частности, реализация закупок и т.п.). Такие риски невозможно устранить инструментами, предусмотренными для разработки мастер-планов. Между тем вопрос о несовершенстве законодательной базы из-за недоучета ряда параметров арктической специфики (редкая сеть расселения, отсутствие круглогодичного наземного транспортного сообщения) уже много лет поднимается в разных инстанциях, вплоть до Государственной думы РФ. Однако отсутствие единой скоординированной политики по развитию ОНП АЗРФ до настоящего времени препятствовало выработке решения.

Создание системы опорных населенных пунктов удобно использовать как «драйвер» давно назревшей корректировке законодательства с целью устранения административных барьеров и иных несовершенств, связанных с недоучетом арктической специфики. Я выступила с предложением принять решение об организации процесса сбора данных и предложений, для подготовки и реализации законодательных инициатив по корректировке действующей нормативной правовой базы всех уровней с целью устранения административных барьеров и несовершенств законодательной базы, связанных с недоучетом арктической и местной специфики, используя мероприятия, проводимые в рамках разработки мастер-планов.

В ходе сессии участники также активно поделились идеями о совершенствовании законодательства – начиная со снятия требований о строительстве снегоплавильных заводов в северных городах, где не используются реактивы (а сейчас такое требование есть) и до разработки требований к реализации проектов строительства в районах наличие многолетнемерзлых пород.