• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет городского и регионального развития

 

Подписаться на рассылку

Политика пространственного развития: достижения новой России и вызовы будущег

Политика пространственного развития: достижения новой России и вызовы будущег

6 декабря в рамках международной выставки-форума «Россия» состоялась Экспертная сессия «Политика пространственного развития: достижения новой России и вызовы будущего», организованная Агентством политических и экономических коммуникаций (АПЭК). 


Участники обсудили Стратегию пространственного развития, принятую в 2019 году, изменения, которые необходимо туда внести с учетом новых вызовов пространственного развития и политики, развитие городских агломераций, а также ряд актуальных тем: 

  • Действующая стратегия пространственного развития: индикативные и директивные компоненты. 

  • Приоритеты региональной политики России, их изменение и динамика. 

  • Сглаживание различий в развитии территорий и равномерность распределения ресурсов. 

  • Пространственное развитие и региональная политика: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные вызовы. 


На сессии выступил Дмитрий Наринский, профессор Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского, с кратким сообщением на тему: «Пространственное развитие как часть внутренней политики России». В своем сообщении он отметил, что пространственное планирование – координация практик и политик, влияющих на пространственную организацию, формирует географическое выражение экономической, социальной, культурной и экологической политики общества и является инструментом пространственного развития. 

Особенно важными компонентами пространственного развития наравне с экономическими факторами являются социокультурные компоненты, а также демографические и иные показатели. 



Как можно формировать пространственное развитие вокруг только экономического подхода? Это ошибка. На самом деле это вообще не про экономику, этот документ (Стратегия пространственного развития) должен быть о другом. Кстати, схему расселения 1976 года в тот период заказывали не в Минэкономики, а в Госстрое. То есть не экономисты разрабатывали стратегию, а те, кто отвечал за инфраструктурное развитие СССР. Мы можем критиковать, что им удалось, а что нет, но идеология инфраструктурного развития страны была отражена в схеме расселения. 

На мой взгляд, мы стоим на развилке неких базовых ориентиров: очень долго нам говорили про рынок, про конкуренцию. К чему это приведет? К разделению. Я этому противопоставлю вопросы межрегионального, межмуниципального взаимодействия. И это означает консолидацию и единение. И когда нам предлагают разрабатывать 19 мастер-планов опорных городов Арктической зоны РФ, то я считаю, что это ошибочное представление. На мой взгляд, должно быть единое представление, которое будет транслироваться на отдельные позиции. Точно так же агломерации: понятна идеология тех, кто это предлагает. Это устойчивый рынок товаров и услуг. Я же подразумеваю агломерацию как инструмент организации жизнедеятельности человека. И здесь можно привести прекрасный пример Самары и Тольятти. 

Должно быть общее видение пространства в целом, движение от общего к частному, а не наоборот. А уже затем мастер-планы городов. Невозможно из деталей собрать целое, не зная общего чертежа. 


Единое пространство страны должно быть осмысленно и представлено в новой Стратегии пространственного развития России после 2025 года.