• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет городского и регионального развития

 

Подписаться на рассылку

Арктические экспедиции студентов ФГРР и ФКИ: создание бренда Муравленко и туристического кода Ноябрьска

Две группы студентов НИУ ВШЭ посетили Ямало-Ненецкий автономный округ, чтобы создать бренд города Муравленко под лозунгом «Город в сердце каждого» и туристический код центра города Ноябрьска. Экспедиционные группы состояли из студентов факультета городского и регионального развития, факультета креативных индустрий и проводились в рамках проекта «Открываем Россию заново» и программы «Больше, чем путешествие».

Арктические экспедиции студентов ФГРР и ФКИ: создание бренда Муравленко и туристического кода Ноябрьска

Город Муравленко

10-24 сентября 2023 года. 

Цель экспедиции

Администрация города дала студентам задачу сформировать комплексный культурный код города, который позволит Муравленко стать уникальным и узнаваемым как внутри ЯНАО, так и в целом на территории России, что поможет выработать имиджевую политику города в долгосрочной перспективе. Так, у города появится больше туристов, местные жители станут счастливее, а регион – разнообразнее. 

Ямал у многих ассоциируется с холодом, оленями, снегом и национальными узорами коренных народов. Муравленко – южный город Ямала, отличительной чертой которого является история начала освоения севера России, ударные стройки в кратчайшие сроки, пейзажи с нефтяными вышками, лиственные леса с многочисленными мхами, ягодами и грибами. В этом контексте главная задача экспедиции – выявить эти составляющие и раскрыть их по-новому.

Что было сделано?

Студенты поговорили с местными жителями разного пола, возраста и социального положения. Выяснили, как они видят свой город, его сильные стороны и недостатки, попробовали связать идентичность города с его людьми и историей.

Группа разработала визуальный язык города, которым он может «общаться» со всем миром, чтобы раскрывать свою уникальность другого, непривычного Ямала.

Для того, чтобы новый визуальный язык города начал жить, студенты сформировали несколько уникальных проектов в архитектуре и событийной жизни города с его использованием. В итоговых предложениях было не просто создано нечто «с нуля», а по-новому было использовано уже имеющееся в Муравленко историческое наследство и традиции. Кроме того, группа создала концепцию PR-стратегии формирующегося нового имиджа города и разработала дизайн информационной среды Муравленко.

Что получилось лучше всего?

Главное достижение экспедиции – дизайн-код Муравленко, а также несколько проектных предложений, которые, с одной стороны, по-новому рассказывают жителям об идентичности, и с другой, привлекают новых людей в город. Не менее важным команда считает тот факт, что участникам удалось обратить внимание местной администрации на проблемы городской среды. С помощью маскотов из предложенного дизайн-кода и рендеров проекту удалось запасть в сердце горожанам. Проект предлагается реализовать уже в следующем году – к 40-летию города.

Интересные моменты

Для выявления того, какие феномены являются для Муравленко уникальными, а какие носят «общеямальский» характер, группа также посетила города Тарко-Сале и Ноябрьск, городскую среду которых изучила в ходе дрейфа (прогулка по городу). Было очаровательно, с какой теплотой в этом полярном регионе относятся к общественным пространствам и оригинально подходят к созданию самых простых вещей. 

Участники экспедиции не могли уехать с Ямала, не прикоснувшись к ненецкой культуре, проводниками к чему послужили различные музеи и этнические центры. Особенно глубоко в сердце запало знакомство с коренной ненкой Октябриной Кытымовной. Она рассказала студентам историю ненецкого народа, тонкости быта в чуме (традиционном жилье) и даже исполнила старинные этнические песни, что под аккомпанемент потрескивающих в буржуйке поленьев звучало гипнотически. 

Также студенты посетили месторождение нефти и офис Газпромнефть-Муравленко, что приоткрыло завесу тайны в мире добывающей промышленности и позволило взглянуть на этот важный аспект экономики города. На месторождении студенты смогли наблюдать за процессом добычи, а в офисе узнали, каким образом он анализируется и программно обрабатывается. Это взгляд «изнутри» на нефтяную индустрию пролил свет на многогранные аспекты этой отрасли.

Какой бы интересной и насыщенной ни была эта поездка, учитывая многослойные феномены «городского», самое яркое впечатление, пожалуй, связано с северным сиянием, ради которого уже стоило включиться в эту авантюру. Ни одна фотография не способна передать эмоции от впервые увиденного северного сияния – эти эмоции компенсируют любые северные морозы, экспедиционные недосыпы и прочие, мгновенно становящиеся незначительными проблемы. 

Глеб Глазунов
 

Глеб Глазунов, ОП «Городское планирование», 2 курс: 

Для многих из нас экспедиция в Муравленко – первый опыт разработки проекта для города. Самой запоминающейся частью для меня стало взаимодействие с администрацией. Общение с представителями разных институтов дало понимание того, как ведутся совещания, как взаимодействуют между собой разные структуры. Навык коммуникации с органами власти очень важен для нашей профессии. Не смотря на то, что наш общий объект работы город, мы говорим на разных языках и чтобы слушали нас, сначала мы должны научиться слушать их. Открытость администрации в общении и желание ответить на наши вопросы помогли нам проделать работу, за которую не стыдно. Презентация проекта была наполнена эмоциями. Мы вложили много сил в него и я не смогу забыть дни проведенные с командой.

 

Мария Кочкина
 

Мария Кочкина, ОП «Городское планирование», 2 курс:

Экспедиция в Муравленко была для меня только первым выездом такого формата, но и первым опытом применения уже полученных профессиональных знаний на реальном кейсе. Во время подготовки к отправлению у меня возникало много вопросов о том, чем же мы будем заниматься целых две недели в маленьком северном городе, но по приезде все сомнения развеялись, а результат этого путешествия превзошёл все ожидания.

За время, проведенное в Муравленко, мы успели изучить этот город со всех сторон: пообщались с местными жителями и администрацией, познакомились с историей и знаковыми местами на экскурсиях и самостоятельно обошли каждую улочку. Всю полученную информацию мы применили при создании нашего проекта, защита которого оставила множество положительных эмоций.

Благодаря этой экспедиции я получила прекрасный опыт работы над идентичностью города в невероятной команде, каждый участник которой внес свой весомый вклад в итоговый продукт. Нельзя без внимания оставить и те природные красоты, которые ежедневно вдохновляли нас – северный лес, ягоды и, конечно же, волшебное северное сияние.

 

Петр Петраков
 

Пётр Петраков, ОП «Городское планирование», 2 курс:

Экспедиция в Муравленко – мой первый студенческий «полевой» выезд за пределы Москвы. Я ожидал многого от этой поездки, но по итогу получил намного больше полезных знаний и хороших эмоций. Когда ты работаешь с командой над одной идеей, где каждый из вас будто винтик или шестеренка в едином механизме, ощущаешь невероятное сплочение с коллективом и настраиваешься на плодотворную работу. А с учетом, что ты находишься в более чем 3000 км от Москвы – преисполняешься еще больше!

 

Таисия Клепова
 
Таисия Клёпова, преподаватель НИУ ВШЭ, руководитель проектов Ассоциации участников технологических кружков:
 

Не первая, но лучшая экспедиция в качестве руководителя. И знаете, руководителем этой экспедиции у меня вышло стать абсолютно случайно! Сначала это была случайная замена модератора очной стратегической сессии, которая проходила в Вышке по Ямалу. А потом мне в личные сообщения пишет Александра Лаврентьева и говорит: «надо руководить, поехали!» Я образовательный продюсер, специалист по искусственному интеллекту в медицине. Где я, а где урбанистика! Моим максимумом был просмотр видео Гершмана за обедом, знание словосочетание «место притяжения» и изучение дизайн-кодов от Артемия Лебедева. Соглашаюсь и еду.

И эта экспедиция стала для меня удивительной. От меня группа смогла получить тайм-менеджмент, распределение задач, поддержание рабочей динамики, организацию выездов, еды и решение таких важный бытовых историй. А группа научила меня тому, что такое мокапы, ментальные карты, визуальный язык и исследование городов. Я теперь прочнее понимаю связь между людьми и местами, где они живут, чувствую их связь и взаимное влияние друг на друга. Я теперь умею по-новому проживать места и понимать потребности людей. Ощущение, что скорее люди экспедиции стали моими наставниками, а не наоборот. В ночь перед дедлайном нахожу себя за ноутбуком с сохраняющимся рендером маскотов.

Антропологический эффект от нового опыта смотрения и проживания так высок, что думаю, а не стать ли мне тоже урбанистом. Ведь учиться никогда не поздно. А итоговый продукт, сделанный на высоком уровне, сильно мотивирует!

Участники экспедиции:

ОП «Городское планирование» ФГРР, 2 курс: Александр Бычков, Алёна Тронова, Андрей Калязин, Пётр Петраков, Алексей Красавин, Глеб Глазунов, Анна Соловьева, Мария Кочкина, Валерия Пигарина, Николай Студеникин.

ОП «Городское планирование» ФГРР, 3 курс: Александра Лаврентьева, Марина Петрова.

ОП «Современные технологии в преподавании дизайна и технологий» ФКИ, 2 курс маг: Наталия Скороходова.

Руководитель экспедиции: Таисия Клёпова, преподаватель НИУ ВШЭ, руководитель проектов Ассоциации участников технологических кружков. 

Город Ноябрьск

18-25 сентября 2023 года. 

Цель экспедиции

Во время поездки перед участниками стояло несколько задач: провести анализ существующего положения города – его благоустройства и визуального языка, обнаружить элементы идентичности Ноябрьска, а также создать предварительные визуальные референсы для обсуждения с администрацией города. Но, конечно, на деле оказалось, что главной задачей студентов стало успеть на все события, организованные для вышкинцев представителями администрации, которые, вероятно, составили самую интенсивную программу из всех возможных.

Команда из 11 человек, как это часто бывает, оказалась междисциплинарна. В нее вошли студенты бакалавриата и магистратуры факультета городского и регионального развития, а также факультета. Перед всеми стояли свои задачи: урбанисты проводили аудит общественных пространств, занимались пространственным анализом точек интереса и считали количество велодорожек, в то время как дизайнеры искали визуальные референсы и создавали первые наброски. 

Что делали студенты?

  • посещали предприятия Газпромнефти и СИБУРа и определяли роль предприятий в жизни города,

  • проводили встречи с управлением молодежи, главным архитектором и ноябрьским архитектурным бюро,

  • собирали мнения горожан о точках притяжения города и его главных символах,

  • слушали ненецкие и хантыйские песни в этнографическом комплексе,

  • знакомились с памятником комару Валере и коровками из агрокомплекса «Ноябрьский».

По итогам полевого этапа экспедиции были подведены предварительные итоги на встрече в администрации Ноябрьска. Выяснилось, что городу, как нацеленному на деловой туризм, важно в первую очередь оставить приятное впечатление о себе: создать единое благоустроенное пространство, разработать туристические маршруты, обеспечить условия развития коммерции. И уже тогда, опираясь на трех китов своей идентичности – богатую природу, национальный колорит и нефтяную индустрию – продвигать Ноябрьск как город впечатлений.

Главным впечатлением экспедиции, безусловно, останется северное сияние, которое большинство участников встретило впервые и запомнит навсегда. 

Дмитрий Моисеев
 

Дмитрий Моисеев, ОП «Городское планирование», 3 курс: 

Город приятно удивил, встретил приветливой атмосферой, необычно качественными общественными пространствами, насыщенной программой мероприятий, ну и конечно же не оставил равнодушным никого из нас после отъезда.

 

Вадим Гилязов
 

Вадим Гилязов, ОП «Городское планирование», 3 курс: 

Экспедиция дала мне возможность посмотреть на город, в котором я родился, с оптики городского исследователя. И, честно говоря, впечатления от поездки остались только позитивные! Ноябрьск поразил количеством и качеством благоустройства, и не будет преувеличением сказать, что среди посещенных мной городов, подобных Ноябрьску, его можно считать одним из лучших, если не лучшим.

 

 
Денис Олейников, преподаватель НИУ ВШЭ, директор центра поддержки проектной деятельности ФКИ:
 
Получилась очень интересная коллаборация студентов школы урбанистики и факультета креативных индустрий. Решение стоящей перед группой задачи непростое, поскольку город уже не один год ведет эту работу и для студентов будет вызовом предложить новые идеи и решения! Хотелось бы отметить организаторов, управление молодежной политики администрации города, которые создали максимальные  условия для организации работы студентов.

Участники экспедиции:

ОП «Городское планирование» ФГРР, 2 курс: Михаил Рахманов, Тимофей Майоров, Алексей Любимов.

ОП «Городское планирование» ФГРР, 3 курс: Вадим Гилязов, Дмитрий Моисеев, Максим Осипенко, Борис Попов, Амира Царбаева.

ОП «Управление пространственным развитием городов» ФГРР, 2 курс: Елена Теплякова.

ОП «Дизайн» ФКИ, 3 курс: Ксения Пичугина.

ОП «Дизайн» ФКИ, 4 курс: Валерия Долгая.

Руководитель экспедиции: Денис Олейников, преподаватель НИУ ВШЭ, директор центра поддержки проектной деятельности ФКИ. 

 

Материал подготовлен участниками и руководителями экспедиций.