Под куполом да Винчи: как прошла школа по вторичной переработке пластика и принципам устойчивого проектирования «СИБУР Circularity»
Участники изучили особенности проектирования предметов городской среды с учетом принципов устойчивого дизайна и на практике освоили все этапы процесса переработки пластиковых отходов: сортировка собранного сырья (крышечек от напитков и косметики отеля Azimut), измельчение, плавление и прессование листов, разработка и создание литьевых форм, а также литье расплавленных полимеров на термопластавтомате. Для знакомства с возможностями использования вторично переработанного пластика в производстве участники посетили исследовательский центр «СИБУР ПолиЛаб», где разрабатываются рецептуры и тестируются готовые полимерные изделия с содержанием вторсырья, не уступающие по своим свойствам продукции из первичного пластика.
Антон Артемчук, заведующий Шухов Лаб — международной проектно-учебной лабораторией экспериментального проектирования городов, соорганизатор школы «СИБУР Circularity»
Из 248 заявок мы отобрали 30 человек, которые составили четыре команды. Большинство участников — это заинтересованные, мотивированные специалисты из разных областей — дизайнеры, представителей небольших бизнесов, занимающиеся вторичной переработкой пластика, преподаватели, которые развивают это направление в вузах и школах. Были и студенты, но значительно меньше.
Перед участниками мы поставили две задачи. Первая — создать арт-объект из вторичного пластика. Участники предложили несколько вариантов арт-объектов для сети отелей Azimut, из которых представители отеля выбрали один для реализации. Это инсталляция, получившая название «Купол да Винчи» — ее основание наполнено флаконами из-под косметических средств, которые сеть отелей Azimut передает на переработку. Уже на этой неделе она будет установлена в гостинице «Azimut Смоленская».
Второй задачей была разработка предметного дизайна из вторичного пластика, который для нас собрала «Зеленая Вышка». Вместе с участниками мы отсортировали и измельчили пластик, продумали дизайн и при помощи станков Шухов Лаб отфрезеровали алюминиевую форму для инжекции пластика. Затем мы отлили тираж бытовых предметов — мебельных ручек, мыльниц и многофункциональных брелоков. Возможно, они даже поступят в продажу в ограниченном объеме.
Мария Степанова, соорганизатор школы «СИБУР Circularity», дизайнер zerowaste.lab
В этом году я окончила Школу дизайна Вышки и сейчас преподаю на кафедре промышленного дизайна. С Антоном мы знакомы по работе в zerowaste.lab, где я являюсь дизайнером и на базе которой развернулась школа. У нас появилась идея провести образовательное мероприятие по устойчивому дизайну, чтобы привлечь к этому направлению как можно больше людей. В рамках школы мы с Антоном делили задачи поровну: он больше занимался организацией технологической части процесса, я — продвижением, лекционной программой и графикой.
Также я работала непосредственно со студентами, вела часть занятий и лекции, мы были на связи с ребятами 24/7. Самым вдохновляющим в школе для участников была возможность работать с материалами. Это то, чего сейчас не хватает в образовании, и именно поэтому многие проекты остаются спекулятивными, работой в стол. Мы же дали студентам возможность сразу реализовать их задумки. Это очень мотивирует, придает уверенности в своих силах.
Мы не ожидали, что получим столь широкий отклик. Отобрать тридцать человек из двух с половиной сотен было сложно — все ребята суперталантливые. Я рада, что нам удалось создать кросс-дисциплинарные команды — например, в одной из них собрались: школьница с Дальнего Востока, фотограф, инженер и дизайнер.
Такой микс специальностей, взглядов и навыков дает очень хороший результат.
Полина Кирсанова, студентка, участница школы
Я студентка кафедры промышленного дизайна РГУ им. Косыгина. О школе «СИБУР Circularity» я узнала в zerowaste.lab, куда ходила на воркшоп по переработке пластика. Меня очень увлекла эта тема. Переработанный пластик —исключительно красивый материал, и мне хотелось больше узнать о его свойствах, чтобы в последующем проектировать свои изделия с учетом циклической экономики и ориентируясь на новые переработанные материалы. Так что я решила попробовать свои силы и подала заявку в школу.
Больше всего мне запомнились практические занятия, особенно первый день, когда нам в «СИБУР ПолиЛаб» рассказывали о свойствах вторичного пластика и правилах его применения, а затем показали, как происходят испытания тары с добавлением переработанного пластика. Я была в восторге!
Затем начались дни в Шухов Лаб вместе с кураторами Антоном и Машей, они познакомили нас с оборудованием и всегда с радостью помогали с технической стороной проектов. Ближе к концу первой недели мы объединились в команды. Мне было интересно поработать с промышленным объектом. Мы объединили силы с Сергеем Комарденковым и начали работу. Изначально было две идеи, впоследствии мы реализовали только одну — Odd form, или «Форма номер раз». Эта вещица должна помогать человеку в быту. Ее можно распространять в сети отелей Azimut среди постояльцев, положив в номерах на видное место. А затем в соцсетях предложить подписчикам придумать применение этой вещи. Среди функций нашей формы мы заложили: зажим для зубной пасты, зажим для пакетов, красивый брелок, катушка для наушников (проводов, веревок). Таким образом мы обращаем внимание широкой публики на то, что вторичный пластик — это красивый и практичный материал.
Андрей Чумаков, фотограф, участник школы, один из авторов арт-объекта
Я попал в школу, отправив заявку с проектом, который разрабатываю для детского онкоцентра им. Димы Рогачева. Это скульптура, покрытая крупной разноцветной чешуей из вторично переработанного пластика — в основном крышечек, собранных неравнодушными людьми специально для проекта, и лотков от донорских систем, собранных медработниками донорского отделения. Эта скульптура решает одновременно несколько задач. Во-первых, привлекает доноров: многие люди, приносящие мне крышки, спрашивают о донорстве в детском центре, и узнав, что донором стать не сложно и безопасно, вскоре сами отправляются в донорское кресло. Во-вторых, это раскрытие художественного потенциала вторично переработанного пластика: выставив скульптуру на всеобщее обозрение, я хочу продемонстрировать превращение пластика из экологической угрозы в произведение искусства, спасающее жизни.
В школе мне нужно было прокачать навыки переработки пластика, разобраться нюансах и найти ответы на вопросы, возникшие в процессе проектировании скульптуры.
Сама школа мне показалась сбалансированным, удачным проектом. Она объединила технических специалистов, гуманитариев, художников, дизайнеров — и всем помогла получить те навыки и знания, которых им не хватало. В результате было создано несколько действительно качественных и интересных проектов.
В этом синтезе профессий я вижу только положительные моменты. Ведь почему работа с вторичным пластиком сегодня так вяло развивается? Потому что нет коммуникации. Создаются довольно странные предметы, которые мало где применимы. А когда встречаются специалисты, которые работают много лет на производстве, студенты, дизайнеры, представители бизнеса, начинается диалог, в котором рождаются интересные идеи и проекты. Это большой прорыв школы.