Как бизнес и государство могут эффективно капитализировать объекты культурного наследия — доклад эксперта ФГРР
Доклад был представлен в рамках круглого стола «Вовлечение объектов культурного наследия в экономический оборот. Баланс между сохранением и развитие». Мы попросили Викторию Мальцеву рассказать о том, как и зачем капитализировать объекты культурного наследия.
Виктория Мальцева, руководитель проектной группы Факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ, член Общественного совета Министерства экономики и финансов Московской области
Зачем капитализировать объекты культурного наследия
Мой доклад был основан на исследовании существующих моделей и практик капитализации объектов культурного наследия (ОКН), которое ведется на факультете с 2018 года. Его цель — разработка новых мер поддержки частного сектора при работе с объектами культурного наследия и поиск ответов на ряд актуальных вопросов. Действительно ли креативные индустрии и туризм могут стать драйвером сохранения и развития исторической среды? Могут ли сохранившиеся исторические центры быть скрытым ресурсом для городской экономики небольших населенных пунктов? Как бизнесу и государству более эффективно взаимодействовать при работе с наследием?
Почему городам важно заниматься этой темой? Во-первых, восстановление исторических зданий создает рабочие места и способствует повышению стоимости соседних объектов недвижимости. Во-вторых, это стимулирует развитие малого и среднего предпринимательства и привлекает новые инвестиции и таким образом генерирует новые налоговые поступления.
Основные направления сохранения и капитализации ОКН
-
Комплексный подход к преобразованию исторической среды. Он предусматривает выделение исторических районов и грамотное мастер-планирование в границах исторической застройки. Это необходимо не только с точки зрения сохранения культурного наследия, но и с точки зрения городской экономики. Скажем, инвестиции в недвижимость, расположенную в исторических районах, — залог того, что новое строительство или ремонтные работы не будут снижать ее стоимость. А выделение специальных туристических зон, как это сделано, например, в Барселоне, позволяет регулировать и контролировать размещение туристов, что гарантирует соблюдение прав местных жителей.
-
Комплексное стимулирование. Проанализировав 11 стран и 85 регионов России на предмет наличия различного рода грантов, субсидий, налоговых льгот и льготного кредитования, мы выяснили, российской системе в этой сфере, в отличие от зарубежных аналогов, недостает комплексности. Кроме того, довольно сложно оценить эффективность действующих механизмов.
-
Ценообразование на ремонтно-реставрационные работы. В России стоимость таких работ значительно выше, чем в других странах. Эта ситуация приводит к тому, что деятельность по сохранению объектов культурного наследия становится абсолютно нерентабельной.
-
Доступность экспертной поддержки. В России это направление также значительно отстает от мировой практики. Работу с объектами культурного наследия осложняет отсутствие у широкой публики понятной и доступной информации. Например, в Нью-Йорке городская администрация проводит регулярные встречи с населением, где объясняет правила ремонта на объектах культурного наследия, рассказывает про действующие программы поддержки, консультирует владельцев ОКН по возникающим вопросам.
-
Мотивация. Российский опыт основывается на довольно жестком регулировании, где нет места мотивации. Собственники ОКН сталкиваются со множеством ограничений и возможных наказаний за несоблюдение правил. Система,построенная на мотивации собственников, гораздо более эффективна. Скажем, вас не обязывают следовать единому дизайн-коду, принятому в историческом районе, а поощряют его применять, например, дополнительными налоговыми льготами.
Таким образом, капитализация объектов культурного наследия становится возможной только в том случае, если бизнес-модель собственника и ожидания органов охраны интегрированы в единую модель работы с ОКН.
Мальцева Виктория Вячеславовна