• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет городского и регионального развития

 

Подписаться на рассылку

Итоги 7 модуля в Сколково: ограничения, риски и возможные решения в коммунальной инфраструктуре российских городов

На прошедшей неделе завершился седьмой модуль образовательной программы для городских управленцев Master of Public Administration, реализуемый Московской школой управления «Сколково» совместно с факультетом городского и регионального развития НИУ ВШЭ. В модуле, посвященном коммунальной инфраструктуре, участвовали управленческие команды ста крупных городов России.

Итоги 7 модуля в Сколково: ограничения, риски и возможные решения в коммунальной инфраструктуре российских городов

Со стороны факультета подготовкой и реализацией модуля занимались профессор Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского, к.т.н., Сергей Сиваев и ведущий эксперт, заместитель руководителя Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского, заместитель декана по учебной работе Юлия Воловик. В подготовке аналитических материалов по жилищно-коммунальному комплексу городов активное участие приняли магистранты ВШУ Александр Абдуллаев, Олег Смирнов, Анастасия Шохина, Камила Джаватова и Анастасия Кашицина.

Сергей Сиваев и Юлия Воловик рассказали о проделанной работе и поделились своими впечатлениями.

Сергей Сиваев

Эта программа в целом уникальна как охватом аудитории, так и широтой рассматриваемых тематик. Кроме того, в рамках обучения происходит важный обмен опытом между участниками, причем в формате живого общения, а не формального изучения документов и отчетов. Это, на мой взгляд, очень ценно, так как позволяет, во-первых, убедиться в том, что с аналогичными вызовами сталкивается не только ваш город, во-вторых, — посмотреть на те или иные задачи с разных сторон, а в-третьих, — совместно с коллегами и экспертами найти оптимальные решения.

В рамках подготовки к модулю мы выявили ряд устойчивых тенденций, подтвердили многие гипотезы, существующие в научном и экспертном сообществе, некоторые – наоборот, опровергли, как, например, наличие прямой связи между износом сетей инженерно-технического обеспечения и высокими показателями аварийности. Часть полученных данных, безусловно, требуют более комплексного анализа, но общая картина для нас как специалистов понятна. Существует ряд острых, характерных для большинства городов проблем, таких как неподходящая тарифная политика, совершенно не учитывающая способность населения оплачивать коммунальные услуги, кризисное финансовое состояние многих коммунальных предприятий, высокие инвестиционные риски, наличие множества неоправданных издержек, связанных с отсутствием адекватных институтов. Мы уделили особое внимание таким пограничным аспектам коммунальной инфраструктуры, как развитие ливневой канализации, которая тесно связана с благоустройством города, и взаимоотношению застройщиков и коммунальных предприятий при подключении объектов капитального строительства к коммунальной инфраструктуре, которое критически зависит от качества градостроительных решений. Надо отметить, что при преобладании проблем есть и позитивные кейсы решения сложных городских задач. Мы получили обширный аналитический материал, установили деловые отношения с целым рядом городов.

Юлия Воловик

Одна из ключевых проблем исследований, с которой сталкиваются эксперты отрасли,— недостаток данных. То, что официально собирает Росстат, не всегда доступно и, по большей части, мало информативно в том плане, что не позволяет посмотреть на существующую проблематику глубже. Есть просто набор данных: объем жилищного фонда, уровень износа, протяженность сетей по разным отраслям и пр. Централизованно не собираются более конкретные, детальные показатели, без наличия которых просто невозможно проводить полноценный анализ и делать адекватные ситуации выводы. Сбор подобной информации, тем более в масштабах 100 крупных городов нашей страны, был непростой задачей.

Полученные  данные особенно ценны и тем, что позволяют оценить реальное состояние городов на текущий момент: состояние жилищного фонда, доступность ЖКУ для населения, состояние коммунального комплекса, его основных фондов, финансовое положение ресурсоснабжающих предприятий, развитие рынков управления жилищным фондом и форм самоуправления, существующих в городах, условия подключения новых объектов к инженерной инфраструктуре, структуру тарифов и платы за ЖКУ.  Учитывая то, что мы собирали эти данные в 10-летней ретроспективе, открывается возможность прослеживания тенденций развития.

Мы хотели бы, чтобы на основе этой информации в обозримой перспективе можно было бы выполнять исследования и разрабатывать рекомендации для органов власти городов и регионов. Со многими командами городов мы в процессе работы пришли к пониманию необходимости более детальной проработки и надеемся, что наше с ними взаимодействие продолжится и мы сможем совместными усилиями решить многие задачи, стоящие перед городами.