• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет городского и регионального развития

 

Подписаться на рассылку

Как развивается транспортная система «столицы Арктики»: интервью с представителями администрации Мурманска

В декабря в «Сколково» прошел курировавшийся экспертами НИУ ВШЭ пятый модуль программы для городских управленцев, посвященный транспорту. Участники модуля от администрации Мурманска — председатель комитета по развитию городского хозяйства Эдуард Кольцов  и председатель комитета градостроительства и территориального развития Сергей Лупанский — рассказали о своем опыте участия в программе и особенностях транспортной системы самого крупного в мире города, расположенного за Полярным кругом.

Как развивается транспортная система «столицы Арктики»: интервью с представителями администрации Мурманска

me-frai.livejournal.com

Как на сегодняшний день обстоят дела с транспортной системой в Мурманске? Что устраивает? Что хотелось бы изменить?

Эдуард Кольцов: В целом сфера общественного и автомобильного транспорта в Мурманске выглядит достаточно благополучно по сравнению другими городами. В том числе потому, что около пяти лет назад у нас  за счет федеральной программы была сделана масштабная реконструкция восточной объездной дороги. Мурманск имеет ярко выраженную линейную структуру, поэтому 70 процентов межрайонного автомобильного трафика проходит по этой дороге.

Другой важный элемент транспортной инфраструктуры, обеспечивающий развитие города, — четырехполосный автомобильный мост через Кольский залив, открытый в октябре 2005 года. Мурманск расположен преимущественно на восточном берегу, а территории на западном берегу практически не развиты, там живет порядка 2-3 процентов от всего населения города. При этом там в рамках федеральных проектов идет крупное строительство промышленных площадок такими компаниями, как «Кузбассразрезуголь», «Новатэк» и др. Помимо уже существующего автомоста с восточной стороной их также свяжет новая железнодорожная ветка, которую планируется завершить в 2022 году.

Сергей Лупанский: Мурманск — сильно автомобилизированный город, личного транспорта много, и я бы не сказал, что горожане хотят пересаживаться на общественный. Отчасти потому, что мы  по большому счету справляется с трафиком. Небольшие пробки — на 5-10 минут — бывают только утром и вечером, получасовых стояний у нас нет. Сейчас к этому добавляется еще и фактор пандемии, желание сократить число возможных контактов с другими людьми.

Не устраивает качество и количество пешеходных связей, тротуары довольно узкие. Это связано с особенностями застройки, которая велась в советское время. Наш рельеф характеризуется большими перепадами высот, поэтому в ряде мест нельзя пройти напрямую, нужны обходные пути, лестницы. Постепенно мы решаем эти вопросы, это системная работа. Также у нас есть определенное число устаревших остановочных комплексов, впрочем, их немного. В прошлом году мы установили большое количество новых, но пока они не наполнены: это просто свежие стеклянные коробочки с металлическими стойками. Есть планы сделать умные остановки с электронными табло и дополнительными услугами информирования через вайфай. Кроме того, в городе нехватка парковочных мест в точках притяжения, поэтому новые бесплатные парковки тоже в планах.

Э.К.: Добавлю еще, что в микрорайонной застройке тротуары зачастую подходят только к остановкам, так что остановочные комплексы не имеют пешеходных связей между собой. В случае необходимости люди перемещаются либо прямо по проезжей части, либо по протоптанной тропинке на обочине.

me-frai.livejournal.com

В каком направлении развивается транспортная система Мурманска?

С.Л.: Мы постепенно увеличиваем количество  зарядных станций для автомобилей, это связано с туристической ставкой на наших соседей — Норвегию и Финляндию. Так, в прошлом году  74 процента из закупленного Норвегией автотранспорта составили электромобили. Поэтому для привлечения туристов мы развиваем зарядные станции для автомобилей. В городе сейчас есть одна, планируем установить несколько как в самом Мурманске, так и в области.

Общественный транспорт у нас представлен автобусами и троллейбусами. Большая доля подвижного состава требует обновления, но эта работа ведется постепенно.  Что касается электробусов, по предварительной оценке, с учетом климатических и условий и рельефа, заряда батареи  будет недостаточно для длительного использования, потребуется устройство дополнительных зарядных станций. Поэтому электробусы пока нецелесообразны.

В прошлом году у нас заработал ЦУР —  Центр управления регионом, который даже занял второе место по стране. В настоящее время мы используем его для отслеживания мест, требующих срочной уборки. Но регулирование транспорта через ЦУР пока происходит в тестовом режиме, в систему еще заносится необходимая информация.

С какими городами Мурманск сравним в плане климатических и географических условий?

Э.К.: Несмотря на то, что Мурманск — столица Арктики, самый крупный город за Полярным кругом в мире, климатические условия здесь более мягкие, чем во многих северных городах, за счет морского климата: Гольфстрима и незамерзающего Кольского залива. Жестоких морозов нет, в течение зимы случаются переходы через ноль, температурно мы близки к Петербургу. Однако у нас у нас более длительный весенне-осенний период, осень начинается раньше, весна заканчивается позже — снег уходит из города где-то к середине мая. В плане рельефа же Мурманск сравним с Камчаткой и Владивостоком.

Вы провели параллель с Петербургом.  Если говорить о затратах на поддержание транспортной инфраструктуры, насколько они сопоставимы?

Э.К.: Мы тратим больше. Из-за длительности зимнего периода и частых переходов через ноль асфальт вообще не держится. Весь летний период мы вынуждены производить период ремонтно-восстановительные работы. А полноценного капитального ремонта дорог хватает максимум на четыре года.

me-frai.livejournal.com

Существуют ли какие-то более устойчивые материалы для дорожного покрытия и технологии, рассчитанные на северный климат?

Э.К.: Да, и мы их активно применяем. В частности, технологию холодной регенерации. Главная проблема в износе дорог — не в верхнем слое, а основе, которая лежит под асфальтом. Холодная регенерация позволяет делать ее более прочной и плотной и, соответственно увеличить срок службы дороги. В 2019 году мы таким образом сделали один участок — эксперимент удался. В 2020-м отремонтировали еще две улицы, в 2021-м планируем продолжать, шире внедряя эту технологию.

Несмотря на долгую зиму, в Мурманске активно развивается велопрокат. Насколько он востребован?

С. Л.: В прошлом году был подписан договор с ВТБ, который установил в городе 10 станций по 10 велосипедов на каждой. У нас уже есть сложившийся маршрут в центре. Прошлым летом состоялась акция «На работу на велосипеде», которая оказалась довольно популярной, нам поступило много заявок.  В этом году в планах увеличение веломаршрутов на 5 километров и установка новых прокатных станций. В целом велопрокат и расширение тротуаров — это часть программы благоустройства и создания более комфортной городской среды. С одной стороны, это позволит снизить отток населения из региона, с другой — сделать Мурманск более привлекательным с туристической точки зрения. Для осмотра самого города туристу достаточно одного-двух дней, но в регионе много природных достопримечательностей, ради которых сюда и приезжают, поэтому мы хотим, чтобы Мурманск стал  центром притяжения, из которого люди могут отправляться по разным направлениям.

В «Сколково» у вас была возможность услышать об опыте коллег из других городов. Какие примеры вы для себя отметили?

С.Л.: Например, практика Благовещенска по установке умных остановочных комплексов без использования бюджетных средств. Город привлек для этого хозяйствующих субъектов, которые организовали остановки в обмен на размещение на них своей рекламы.

Для модуля в «Сколково» эксперты ВШЭ готовили материалы предконсалтинга для городов-участников программы. Планируете ли вы внедрять предложенные идеи, продолжать работу с экспертами в реализации транспортных программ?

Э.К.: Да, мы сейчас обсуждаем, как нам организовать круговое движение или изменить конфигурации светофоров, чтобы разгрузить ряд перекрестков, где в определенные часы движение затруднено. Если предложенное решение будет целесообразным, приступим к практической реализации.