• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет городского и регионального развития

 

Подписаться на рассылку

Эффективные решения транспортных проблем российских городов: эксперт ФГРР Юрий Почивалов об итогах пятого модуля программы для городских управленцев

Какие транспортные проблемы характерны для российских городов? Каким образом их можно решить? Как транспортная система влияет на качество жизни в городе? Об этом мы поговорили с Юрием Почиваловым, главным экспертом Института экономики транспорта и транспортной политики ФГРР и одним из кураторов пятого модуля образовательной программы для  городских управленцев Master of Public Administration, прошедшего в «Сколково» в декабре 2020 года.

Эффективные решения транспортных проблем российских городов: эксперт ФГРР Юрий Почивалов об итогах пятого модуля программы для городских управленцев

Какие у вас впечатления от мероприятия?

Отличное мероприятие, стоит проводить его на постоянной основе, поскольку такого рода взаимодействие позволяет экспертам и властям муниципалитетов общаться напрямую. А это важно, потому что нередко у транспортных экспертов и специалистов нет прямой коммуникации с людьми, которые непосредственно принимают решения, связанные с транспортом. Кроме того, на подобных мероприятиях представители власти настроены позитивно, они готовы слушать. Появляется возможность донести какие-то мысли, услышать мнения и обсудить дальнейшее развитие транспортной системы различных городов.

Какие вопросы были в центре обсуждения?

Почти у всех городов есть запросы на оптимизацию улично-дорожной сети — преимущественно за счет недорогих, умных решений, а также настройки работы общественного транспорта. Нам как экспертам со своей стороны представляется необходимым создавать в больших городах центры компетенций, которые бы занимались всеми транспортными вопросами города. Сегодня это зачастую раскидано по разным комитетам и отделам.

Какие транспортные проблемы специфичны для России?

В России в большинстве городов остро стоит проблема нерационального использования пространств. Так, я встречал примеры проезжей части шириной 12 метров — при том, что для нормального движения транспорта, в том числе общественного, хватило бы 3,5 метров, а на остальном пространстве можно было бы организовать качественное пешеходное пространство и велоинфраструктуру, что более привлекательно для большинства жителей города. Но дело не только в комфорте. Чем  шире проезжая часть, тем больше средств необходимо на ее содержание. Также это повышает аварийность, потому что водителю интуитивно хочется двигаться с большей скоростью. В числе других актуальных проблем — неэффективность методов организации движения на перекрестках, а также парковочных пространств и систем общественного транспорта. Часто неэффективными оказываются и дорожно-строительные мероприятия — тратится гораздо больше средств, чем можно было бы.

Как транспортная система коррелирует с качеством жизни в городе?

Эффективная городская среда влияет на привлекательность пространства  с туристической и рекреационной точки зрения. С появлением приличной пешеходной части, без ненужного асфальта и излишнего парковочного пространства, возникают точки притяжения: магазины, рестораны, летние веранды; повышается безопасность движения, что влечет за собой снижение аварийности и смертности на дорогах.

Какие решения транспортных вопросов сегодня наиболее эффективны?

На мой взгляд, в городах с населением до 500 тысяч человек транспортные проблемы нужно решать за счет локального развития улично-дорожной сети. Такие города чаще всего исторические, с узкими красными линиями, то есть границами, которые отделяют застройку от всего пространства улицы. В них достаточно умных решений на основных транспортных узлах.  

В более крупных городах, особенно активно растущих за счет привлечения населения с прилегающих территорий, необходимы изменения в сфере автомобилепользования: снижение доли личного транспорта в транспортной системе города, что достижимо активным развитием общественного транспорта и, зачастую, непопулярными методами— ужесточением парковочной политики. В миллиониках необходимо развитие легкорельсового транспорта — трамваев, а в городах с населением более 3 млн жителей — у нас это Москва и Санкт-Петербург —внеуличного транспорта, то есть метрополитена.

Какие позитивные изменения в транспортной сфере вы бы отметили?

У жителей и властей городов есть запрос на совершенствование городской среды и понимание, что это один из локомотивов повышения привлекательности города. По ряду проектов улучшается финансирование, в том числе благодаря нацпроекту «Безопасные и качественные дороги».