Эффективные решения транспортных проблем российских городов: эксперт ФГРР Юрий Почивалов об итогах пятого модуля программы для городских управленцев
Какие у вас впечатления от мероприятия?
Отличное мероприятие, стоит проводить его на постоянной основе, поскольку такого рода взаимодействие позволяет экспертам и властям муниципалитетов общаться напрямую. А это важно, потому что нередко у транспортных экспертов и специалистов нет прямой коммуникации с людьми, которые непосредственно принимают решения, связанные с транспортом. Кроме того, на подобных мероприятиях представители власти настроены позитивно, они готовы слушать. Появляется возможность донести какие-то мысли, услышать мнения и обсудить дальнейшее развитие транспортной системы различных городов.
Какие вопросы были в центре обсуждения?
Почти у всех городов есть запросы на оптимизацию улично-дорожной сети — преимущественно за счет недорогих, умных решений, а также настройки работы общественного транспорта. Нам как экспертам со своей стороны представляется необходимым создавать в больших городах центры компетенций, которые бы занимались всеми транспортными вопросами города. Сегодня это зачастую раскидано по разным комитетам и отделам.
Какие транспортные проблемы специфичны для России?
В России в большинстве городов остро стоит проблема нерационального использования пространств. Так, я встречал примеры проезжей части шириной 12 метров — при том, что для нормального движения транспорта, в том числе общественного, хватило бы 3,5 метров, а на остальном пространстве можно было бы организовать качественное пешеходное пространство и велоинфраструктуру, что более привлекательно для большинства жителей города. Но дело не только в комфорте. Чем шире проезжая часть, тем больше средств необходимо на ее содержание. Также это повышает аварийность, потому что водителю интуитивно хочется двигаться с большей скоростью. В числе других актуальных проблем — неэффективность методов организации движения на перекрестках, а также парковочных пространств и систем общественного транспорта. Часто неэффективными оказываются и дорожно-строительные мероприятия — тратится гораздо больше средств, чем можно было бы.
Как транспортная система коррелирует с качеством жизни в городе?
Эффективная городская среда влияет на привлекательность пространства с туристической и рекреационной точки зрения. С появлением приличной пешеходной части, без ненужного асфальта и излишнего парковочного пространства, возникают точки притяжения: магазины, рестораны, летние веранды; повышается безопасность движения, что влечет за собой снижение аварийности и смертности на дорогах.
Какие решения транспортных вопросов сегодня наиболее эффективны?
На мой взгляд, в городах с населением до 500 тысяч человек транспортные проблемы нужно решать за счет локального развития улично-дорожной сети. Такие города чаще всего исторические, с узкими красными линиями, то есть границами, которые отделяют застройку от всего пространства улицы. В них достаточно умных решений на основных транспортных узлах.
В более крупных городах, особенно активно растущих за счет привлечения населения с прилегающих территорий, необходимы изменения в сфере автомобилепользования: снижение доли личного транспорта в транспортной системе города, что достижимо активным развитием общественного транспорта и, зачастую, непопулярными методами— ужесточением парковочной политики. В миллиониках необходимо развитие легкорельсового транспорта — трамваев, а в городах с населением более 3 млн жителей — у нас это Москва и Санкт-Петербург —внеуличного транспорта, то есть метрополитена.
Какие позитивные изменения в транспортной сфере вы бы отметили?
У жителей и властей городов есть запрос на совершенствование городской среды и понимание, что это один из локомотивов повышения привлекательности города. По ряду проектов улучшается финансирование, в том числе благодаря нацпроекту «Безопасные и качественные дороги».
Почивалов Юрий Андреевич
Центр исследований транспортных проблем мегаполисов: Главный эксперт