• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Меню

Факультет городского и регионального развития

 

Подписаться на рассылку

Итоги пятого модуля в Сколково: доцент ВШУ Павел Зюзин об исследовании общественного транспорта в городах России

В декабре 2020 года эксперты факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ выступили кураторами пятого модуля образовательной программы для  городских управленцев Master of Public Administration, посвященного городскому транспорту. Доцент Высшей школы экономики и старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики Павел Зюзин рассказал об продолжающемся сейчас исследовании общественного транспорта в городах России,  о котором среди прочего докладывалось в рамках модуля, прошедшего на базе центра «Сколково».

Итоги пятого модуля в Сколково: доцент ВШУ Павел Зюзин об исследовании общественного транспорта в городах России

Каким образом студенты ФГРР были вовлечены в работу экспертов?

Высшая школа экономики в лице Института экономики транспорта и транспортной политики обеспечивала консалтинговым анализом города, которые приехали в «Сколково» перенимать опыт. Студенты ФГРР участвовали в подготовке материалов по базовому анализу для предконсалтинга, а также были вовлечены в  работу по оценке предложений, представленных городами. Одним словом, это была полноценная работа транспортного проектировщика в реальных условиях, только немного в более сокращенном виде. Кроме того, у студентов была  возможность послушать разных экспертов, которые выступали с лекциями, узнать об интересных идеях, получить более широкое представление о том, что сейчас происходит в транспортном планировании в мире.

С какой экспертизой выступал Институт экономики транспорта и транспортной политики?

Наш институт активно включился в работу по экспертному сопровождению реконструкции отрасли общественного транспорта в городах России, которая проходит под патронажем ВЭБа на базе центра «Сколково». Мы проводим глубокий анализ разных научных материалов, посвященных транспортным системам городов. Ранее эти исследования были плохо систематизированы, и наша задача среди прочего заключается в их ранжировании и оценке. Цель — определить города, наиболее привлекательные для инвестиций в общественный транспорт. Этот сегмент не обновлялся уже тридцать лет и нуждается в серьезном реформировании. Государство планирует выделять значительные средства на обновление фондов общественного транспорта, поэтому здесь должны быть выстроены приоритеты. Ситуация, когда финансирование выделяется только городам-миллионикам неправильная, транспортные проблемы других городов требуют не меньшего внимания. В том числе об этой завершающейся исследовательской и консалтинговой работе мы докладывали в «Сколково».

Какие города вы сейчас исследуете? Какие из них наиболее привлекательны для инвестиций в общественный транспорт?

На сегодня работа продолжается, у нас есть договоренности с партнерами относительно презентации материалов, поэтому пока не могу назвать конкретные города. Результаты исследования общественного транспорта в городах России мы презентуем весной на базе Высшей школы экономики. Это будет первый этап, в ходе которого мы отработали методику исследования и собираем экспертные комментарии.  Он будет включать в себя                    пул из тринадцати городов с населением от 250 тысяч до 1500 тысяч жителей и наличием трамвайной сети . Трамвай — это тот вид общественного транспорта, который при вложении средств может в кратчайшие сроки ввести на местный рынок предложение высокого качества услуг. Впоследствии наработки и находки, сделанные на основе первого этапа, мы перенесем на более широкую выборку, так что их смогут использовать транспортные специалисты от Петропавловска-Камчатского до Калининграда во всех городах с населением свыше 250 тысяч жителей.

Какая методология лежит в основе вашего исследования?

В России одна из главных проблем общественного транспорта в том, что муниципалитеты  долгое время не уделяли этой отрасли должного внимания; накапливавшиеся проблемы не решались десятилетиями. По этой причине отсутствует необходимая статистика, так что все наше исследование построено на открытой информации из источников, доступных широкому кругу лиц, которую мы обработали в максимально возможной степени. Среди прочего, мы опираемся на различные зарубежные методики, позволяющие оценивать мобильность населения в городах. Это важно, потому что этот фактор напрямую влияет на дальнейшее развитие транспортной системы. Мы исследуем транспорт не в рамках административных границ, а именно в пределах районов проживания людей, учитываем градостроительное развитие и сложившуюся местную систему расселения.

С какими трудностями вы столкнулись в работе?

Городская мобильность длительное время находилась в серой зоне. Так, маршрутки-микроавтобусы в отдельных городах перевозят до 80% всех пассажиров, это абсолютно теневой сегмент, исследовать который в прежние годы было делом крайне трудным. Сейчас изменились потребности городов, накоплено больше данных. Также есть много специфических нюансов, касающихся эксплуатации трамваев и троллейбусов муниципальными операторами, всё в совокупности это требует учёта множества специфических нюансов, влияющих на точность оценок и вычислений.

Какие лекции и доклады коллег, сделанные в «Сколково», вы бы отметили?

В модуле участвовали авторитетные специалисты из международных организаций, с которыми мы поддерживаем партнерские связи, в том числе Джефф Кенворти — один из крупных специалистов в области планирования общественного транспорта, на чьи работы мы ссылаемся и в образовательном процессе. Джефф, в частности, поддерживает мнения многих российских коллег о недопустимости ликвидации троллейбусных сетей, указывая на однозначную перспективность дальнейшего развития этого сегмента мобильности в наших городах. В последний, пятый, день у нас состоялась очень продуктивная дискуссия с представителями Министерства транспорта  РФ в лице двух его ключевых департаментов, которые отвечают за дороги и за общественный транспорт. Каждый регион имел возможность задать им вопросы, высказать свои мнения по широкому кругу значимых проблем городской мобильности: от участия федерации в поддержке реконструкции и строительства инфраструктуры общественного транспорта до аспектов долгосрочных стратегий по созданию в регионах центров компетенций по общественному транспорту.