• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет городского и регионального развития

 

Подписаться на рассылку

Город и звук: Ксения Майорова выступила на конференции в Нью-Йорке

Научный сотрудник лаборатории исследований мультисенсорного опыта пользователя городской среды ФГРР рассказала зарубежным коллегам о звуковом насилии в российских городах

Нью-Йорк

Нью-Йорк
© Ксения Майорова

В феврале 2020 г. Ксения Майорова, преподаватель Высшей школы урбанистики и научный сотрудник научно-учебной лаборатории исследований мультисенсорного опыта пользователя городской среды (UME lab), приняла участие в конференции “Un/sounding the Relational City” в Нью-Йорке. Мероприятие было организовано Высшей школой искусств Нью-Йоркского университета (Graduate School of Arts and Science, New York University) и проходило в кампусе факультета музыки.

Конференция была посвящена взаимосвязям между городом и разнообразными звуковыми явлениями, звуковыми политиками и дискурсами о звуке. Представляем вашему вниманию рассказ от первого лица.

Ксения Майорова
Ксения Майорова
(фото автора)

Сфера моих исследовательских интересов довольно специфична и даже немного экстравагантна для русскоязычного академического контекста. Если быть точной, то меня интересует то, что располагается на пересечении междисциплинарных городских исследований, sound studies и философии. Конференции, которые тематически соответствуют всем трем областям моих интересов, встречаются довольно редко, поэтому конференция “Un/Sounding the Relational City” представляла для меня особый интерес. Мне хотелось поделиться с коллегами своими концептуальными наработками, своей философской работой в области исследований звука в городе, получить фидбек, послушать, как подходят к исследованиям коллеги из других культурных и академических контекстов, какие темы и как они обсуждают, какими аспектами интересуются во время докладов и в кулуарах.

Практически все участники конференции — молодые исследователи, работающие над докторскими диссертациями или недавно защитившиеся, за исключением нескольких профессоров американских университетов, чьи исследования соответствуют тематическому фокусу конференции.

Большинство участников выявляют взаимоотношения городского пространства со звуком через музыкальные явления, исследуя клубную и концертную культуру городов, репрезентацию образов города в музыкальных произведениях, низовые музыкальные перформансы и музыкальные проявления повседневных практик. Коллеги делились исследованиями, проведенными в США, Мексике, Англии, Гане, Сьерра-Леоне, Германии, Турции, Маниле и других странах. Для меня было непривычным, что многие доклады были посвящены взаимоотношениям американских городов и джаза. Хотя это неудивительно, если учесть, что почти все участники аффилированы с американскими университетами.

Несколько работ были посвящены звуковым практикам, возникающим вокруг с виду беззвучных технологических нововведений (в частности, интерактивных автоматов-точек доступа к городской сети вай-фай LinkNYC), а также проблеме шума и связанным с ней социальным интеракциям. На протяжении двух дней конференции отчетливо чувствовалось, насколько актуальным и неизбежным является постколониальный дискурс для любых международных исследований, — что, опять-таки, не насколько педалируется в европейском и тем более отечественном академическом контексте.

В своем докладе “Sound and the City in contemporary Russia: enjoying rights and violating borders” я ставила задачу продемонстрировать применимость используемого мной понятия звукового насилия (англ. ‘sonic violence’) в контексте звуковых практик современных российских городов. Для меня особенно интересными являются взаимосвязи между нерефлексируемыми особенностями звукового поведения и ментальными установками, с одной стороны, и исторически отсутствующим и перекраиваемым, специфически постсоветским различием между публичным и приватным, с другой. Поэтому в качестве основного я выбрала сюжет о неоднозначной для российских городов фигуре уличных музыкантов, недавних многосторонних конфликтах вокруг их деятельности и проектах по урегулированию уличных выступлений.

Насколько я могу судить по вопросам и комментариям зарубежных коллег, предлагаемый мной концептуальный язык им близок, понятен и в то же время интересен, поскольку позволяет по-новому расставить акценты в уже хорошо известных звуковых городских ситуациях. Помимо вопросов непосредственно по теме моего выступления, коллеги просили меня как исследователя звука прокомментировать политическую ситуацию в Москве, в частности, протестные практики. В контексте научной конференции и запрета на колонизацию и стигматизацию культур развивающихся стран, мне это показалось не вполне уместным и даже немного непоследовательным.

Организация меня приятно впечатлила. Помимо работы секций, конференция предполагала работу саунд-арт экспозиции, перформансы, звуковую прогулку и выступление ключевого спикера, профессора  Стивена Фелда (School for Advanced Research in Santa Fe) — антрополога, музыкального этнографа, автора и соавтора ряда влиятельных книг по саунд-стадиз. Стивен Фелд участвовал в работе секций оба дня конференции (что известным образом сказалось на ссылочном аппарате выступающих) и прочитал лекцию о ритмической и семантической специфике африканского джаза.