7 октября в Шухов Лаб состоялась презентация Мастерских 2019/2020 учебного года
7 октября в Шухов Лаб состоялась традиционная презентация Мастерских факультета городского и регионального развития, в ходе которой магистранты узнали о направлениях исследований, условиях зачисления и особенностях работы в Мастерских этого года. В этом учебном году студенты магистратуры ВШУ смогут присоединиться к одной из восьми Мастерских.
Напомним, формат Мастерских предполагает создание научно-исследовательских учебных групп, деятельность которых посвящена исследованиям в рамках отдельных научных направлений в области урбанистики. Участвовать в работе Мастерских могут как студенты, так и сотрудники Вышки, а также внешние эксперты.
Отличительная особенность Мастерских – высокая степень свободы участников и руководителей в вопросах реализации своих исследовательских интересов. Участие позволяет магистрантам параллельно с учебным процессом попробовать себя в роли самостоятельных исследователей в области городского и транспортного планирования, познакомиться с экспертами и практиками отрасли. В частности, среди руководителей Мастерских 2019 года – муниципальный депутат района Филёвский парк г. Москвы и руководитель проектного бюро.
Результаты работы мастерских могут варьировать от выступлений на научных конференциях и публикаций до организации публичных мероприятий и научно-исследовательских экспедиций. Например, о деятельности Мастерской И.И. Митина «Культурная география города» можно узнать на странице научно-учебной группы, а отчёты поездок студентов ВШУ во Францию доступны по ссылке.
Чтобы присоединиться к Мастерской, студентам нужно прислать заявку на эл. почту руководителя. В некоторых случаях необходимо также включить в заявку мотивационное письмо и описание навыков.
Впервые Мастерские были запущены в ВШУ в 2017 году. В 2018 их было уже семь, а в этом году число Мастерских увеличилось до восьми:
1) Мастерская критического анализа урбанистического дискурса
Городская реальность производится не только с помощью территориальных планов, плитки, кирпичей и экскаваторов, но и с помощью слов. Когда городские агенты дают интервью, пишут нормативные акты, выступают с обращениями или постят комментарии в социальных сетях, они создают и определяют, из каких элементов состоит городская реальность, какие из них наиболее важны, что считать проблемами, кого считать горожанином, как устанавливается справедливость и т.п. Эти на первый взгляд самоочевидные понятия, определения, истории и способы обоснования (=дискурс) никогда не бывают нейтральными. За ними всегда стоят чьи-то интересы, властные отношения, способы политической и экономической организации городской жизни.
Урбанистический дискурс пост-советского города формировался и формируется на пересечении уникальных трендов – неолиберальной урбанизации, капитализации, глобализации, и т.д. и т.п. Эта сложность задает тон популярной городской политике. Отсюда и устоявшиеся разговоры о «комфортной городской среде», «столичной реновации», «благоустройстве», и т.д. Цель урбанистики как науки – разобраться и понять, что каждая идиологема несет за собой скрытый смысл, который сам по себе генерирует городские преобразования.
В течение мастерской мы изучим метод критического анализа дискурса и научимся применять его для изучения современного города и его базовых идеологем. Мастерская будет собираться для обсуждения раз в две недели. Обсуждения будут проходить в форме экспертных лекций, семинаров и дискуссий со студентами на основании прочитанной литературы. Рабочие языки – русский и английский.
2) «Культурная география города»
Работа мастерской «Культурная география города» направлена на реализацию комплексных эмпирических исследований городских территорий микроуровня (от двора до группы московских районов или малого города) с применением методов качественной социологии и понятийно-концептуального аппарата культурной географии. В центре внимания мастерской – наши пространственные представления, чувство места, локальная идентичность и территориальный брендинг. Научно-исследовательский потенциал мастерской комбинируется с социокультурным проектированием.
В 2019 году мастерская работает в форме научно-учебной группы «Культурная и гуманитарная география города», а в будущем запланирована и более глубокая институционализация мастерской как научного подразделения.
3) «Управление жильём: форматы и практики»
Сегодня в России официально существуют 1117 городов. Все они очень разные — по размеру, климату, ландшафту, особенностям общественной жизни и по многим другим чертам. Однако, большинство из них разделяют нечто общее: от Мурманска и до Владивостока многоквартирные жилые дома постройки советского периода являются неотъемлемой частью городского ландшафта. В каких-то городах это буквально два-три дома, а где-то — целые районы, «города в городах». Кто и как управляет этими «городами» — к поиску ответов на эти вопросы мы предлагаем присоединиться в рамках мастерской «Управление жильём: форматы и практики», где сделаем акцент на исследовании механизмов управления жилыми домами и территориями общего пользования.
В нашем исследовании мы сосредоточимся на районах массовой жилой застройки советского периода на окраинах городов: в большей части такая жилая среда состоит из хрущёвок 50-60-ых гг. и микрорайонов 80-90-ых гг. Изучая один из районов Тулы, мы погрузимся в историю содержания и изменения жилой среды, определим круг ответственных субъектов, проследим путь успешных взаимодействий, конфликтов и противоречий, влияющих на содержание территорий.
Мастерская состоит из двух блоков: лекционно-семинарского, где мы будем разбирать и обсуждать основные аспекты управления жильём, и полевого, в котором мы будем непосредственно исследовать выбранный жилой район Тулы. В результате мастерской мы выпустим «путеводитель» по исследуемому району и презентуем его на открытом круглом столе. Собранные в процессе работы материалы можно будет конвертировать в научные статьи и курсовые работы, а тьюторы и кураторы смогут оказать посильную консультативную поддержку.
4) Urban Babushka's Studies
По прогнозам ООН, к 2035 году люди в возрасте 65 лет и старше составят 13% населения планеты, а на 100 человек в возрасте от 25 до 64 лет будет приходиться 26 человек старше 65 лет. Эти тенденции справедливы и для России: уже сегодня в крупнейших российских городах Москве и Санкт-Петербурге доля жителей старше 60-ти лет составляет более 25%. Мир стремительно стареет, и с этим вызовом, в первую очередь, сталкиваются города.
Стареющее население — это серьезный вызов не только для государственной экономики, но и для всей системы городского планирования, которая в основном не ориентирована на возможности и потребности горожан старшего возраста. Напротив, горожане старшего возраста часто оказываются исключены из пространства современного российского города — город оказывается просто не готов к ним. Учитывая демографическую тенденцию, эта проблема будет только нарастать.
Возрастные особенности горожан старшего возраста, применительно к городской среде, в первую очередь касаются ограничения физических возможностей, маломобильности. Однако проблема возвращения горожан старшего возраста в городские процессы и создания доступной и комфортной среды не может быть сведена лишь к устранению или минимизации физических преград и учету одних лишь физических ограничений, связанных с возрастом.
Для того чтобы учесть их и исключить исключение огромной доли городского населения из городской повседневности, необходимо понять горожан старшего поколения не только как разновидность маломобильных граждан, но как динамический и сложный антропологический субъект, обладающий набором уникальных норм и ограничений, представлений и запретов, практик и потребностей, имеющих не экономическую, не физиологическую, но культурную природу. Мастерская Urban babushka’s studies призвана разработать поставленную проблему и обозначить пути для ее решения.
Вместе с командой тьюторов мы познакомимся с различными методами исследования жизненного мира пожилых людей, раскроем важность полевой работы в городском планировании и будем учиться превращать результаты городских исследований в рекомендации для городских планировщиков.
5) «Метаморфозы города Керчь»
В последние годы город Керчь стремительно меняется: из периферийного пространства полуострова он превратился в его парадные ворота. Внешние условия не позволяют ему оставаться прежним, и метаморфозы продолжатся. Однако, чтобы структурировать процесс изменений, необходима информационная база, критическая масса исследований по самым разным областям городской жизни в Керчи.
6) «Теплый город и Двор как общественное пространство»
Тёплый город
Мы исследуем систему теплоснабжения района Филевский Парк — тепловые сети МОЭК, индивидуальные тепловые пункты (крышные котельные и дома с бойлерами), изучим документы, пообщаемся со специалистами и проинтервьюируем жителей, сравним тарифы, изучим меры повышения энергоэффективности МКД и обследуем несколько домов сертифицированным тепловизором. Итоговой работой станет описание существующих механизмов теплоснабжения, их сравнительный анализ и оценка, а также базовый анализ энергоэффективности МКД и обзор существующих методов ее повышения.
Двор как общественное пространство
В рамках мастерской мы обследуем дворы четырёх кварталов района Филевский Парк, опишем и категоризируем существующие детские площадки, посмотрим, какие группы горожан используют дворы, а кому там нет места, проведём серию интервью с жителями района и попробуем спроектировать детскую площадку при участии жителей и приглашённых экспертов.
7) Проектная студия TRZZNI lab
Цель создания:
Организация проектно-исследовательской деятельности проблем развития Санкт-Петербурга
Задачи:
-накопление городских данных по Санкт-Петербургу
-рассмотрение актуальной проблематики Санкт-Петербурга
-академические исследования выявленной проблематики
-выработка проектных предложений для существующих городских проблем в соответствии с методиками Высшей школы урбанистики
-взаимодействие с ОИВ Санкт-Петербурга и Муниципальными депутатами для внедрения разработанных предложений
Деятельность студии:
-работа в группах по выбранным проектам аудиторно и удалённо
-встречи состава проектной студии по гибкому графику с целью обмена накопленными знаниями, обсуждения прорабатываемых вопросов и взаимного консультирования
-организация лекций с приглашёнными экспертами
-взаимодействие со студентами ИДУ ИТМО, организация совместных мероприятий
8) «Реформы общественного транспорта (РОТ)»
Цель мастерской — проводить изучение сферы организации пассажирских перевозок в России.
В центре внимания мастерской будет опыт организационных изменений в отрасли. В том числе эволюция практик взаимодействия с перевозчиками, опыт инициатив по оптимизации маршрутной сети, практики обновления транспортных средств, совершенствования систем оплаты проезда и прочие. Также будут рассматриваться непосредственные участники этих процессов — органы власти, с их политикой и компетенциями, и перевозчики, с их экономическими стимулами и стратегиями работы на рынке. Кроме того, в рамках мастерской будет возможно изучать более широкое влияние организационных реформ общественного транспорта на общество и городские процессы.
Основу исследований составят современные знания, понятийный и методологический аппарат государственного и муниципального управления в сфере общественного транспорта (public transport governance).
Предполагается, что в рамках этой мастерской будут объединены курсовые и выпускные квалификационные работы по данной тематике. Приблизительный перечень тем студенческих работ на 2019-2020 год приведены далее.
- Опыт оптимизации маршрутных сетей в городах России: причины успехов и провалов.
- Опыт вовлечения частных перевозчиков в реформы общественного транспорта: какие силы вынуждают перевозчиков сотрудничать с властями.
- Опыт обновления парка транспортных средств и повышения его экологических характеристик: как органы власти выполняют эти задачи.
- Анализ конкуренции на аукционах за право выполнения пассажирских перевозок в России.
- Бизнес-стратегии перевозчиков общественного транспорта в России: как перевозчики планируют свою деятельность, есть ли между ними различия.
- Административные компетенции органов власти по организации перевозок: как устроен процесс организации перевозок, какие знания используют власти.
- Подходы к стимулированию перевозчиков к повышению качества услуг в городах России: что определяет выбор способов мониторинга и типы штрафов.
- Подходы к тарифному регулированию и билетной интеграции общественного транспорта в городах России: какие практики существуют и почему они такие.
- Опыт координации органов власти по организации перевозок в России: есть ли опыт сотрудничества соседних муниципалитетов (горизонтальная координация) и муниципалитетов с регионом (вертикальная координация).
- Транспорт по заказу (demand responsive transport) и социальные перевозки в России: существующие кейсы, перспективы развития этих сегментов.
- Транспортная политика вне крупных городов: межмуниципальные перевозки, транспорт в муниципальных районах, малых и средних городах, сельский и школьный транспорт и т.п.
Остались вопросы?
Если у вас есть вопросы по поводу участия в Мастерских ФГРР, пишите нам на city@hse.ru.