Повышение тарифов ЖКХ: почему отрасль останется в кризисе?
Существующая система тарифного регулирования в коммунальном секторе России неэффективна и требует кардинального пересмотра. А пошедшее этим летом повышение «платы за коммуналку» — временная, но неизбежная мера.
Сиваев Сергей Борисович
Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского: профессор
«Рост тарифов на коммунальные услуги с 1 июля 2025 года — история, очевидно, непопулярная, но, к сожалению, необходимая. Это последствия той тарифной политики в коммунальном секторе, которая проводилась последнее десятилетие — она не помогает решать назревшие в отрасли проблемы», — заявил профессор факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Сергей Сиваев.
Эксперт пояснил, что главный подход к тарифному регулированию в стране — предельные индексы изменения стоимости коммунальных услуг для населения, но критерии их установления предельно непрозрачны и не имеют никакого отношения к реальной экономической ситуации в стране.
«За последние десять лет накопленные индексы изменения стоимости коммунальных услуг отстали от официально определяемой инфляции более чем на 22 процентных пункта. Это означает, что в сопоставимых ценах предприятия сектора получили в 2024 году выручки на 800 млрд рублей меньше, чем в 2014 году. И это при том, что с коммунальной инфраструктурой далеко не все было в порядке», — уточнил Сергей Сиваев.
И проблема не только в изношенности основных фондов и росте аварийности. Не меньшая проблема в низких зарплатах и непрестижности труда.
Кроме того, при жестких ограничениях на рост тарифов приходится увеличивать объемы бюджетной помощи сектору. Он за прошлый год по оценкам составляет более 500 млрд рублей. При этом адресная помощь по оплате жилья и коммунальных услуг семьям с низкими доходами (программа жилищных субсидий) ежегодно сокращается. Так, в 2024 году менее 3% домохозяйств получали жилищные субсидии и на это было израсходовано 65 млрд рублей. Когда бюджет помогает поставщику услуг, а не нуждающемуся потребителю, это означает, что он помогает всем, и больше тем, кто больше потребляет и может сам заплатить за услуги. А это очевидно, неэффективные бюджетные расходы.
Проблема очевидна, но не очевиден выход из нее. Текущее решение, связанное с повышением тарифов — не системное, так как оно не меняет принцип непрозрачного установления этих самых предельных индексов и оставляет тарифную политику непредсказуемой.
При этом следует отметить, что коммунальные услуги обладают такой характеристикой публичного блага как неконкурентность потребления. Но что означает неконкурентность потребления в финансовом плане для платной услуги? Очевидно, это наличие мер социальной поддержки для возможности приобрести коммунальную услугу для домохозяйств с низкими доходами. А предельная доля получателей таких мер социальной поддержки могла бы служить критерием финансовой доступности коммунальных услуг. Использование такого критерия финансовой доступности коммунальных услуг могло бы стать заменой предельных индексов при принятии тарифных решений. Ввиду хорошей прогнозируемости достижения такого критерия ситуация в установлении тарифов могла бы быть гораздо более прозрачной и для потребителей, и для потенциальных инвесторов. И это дало бы шанс реальным улучшениям работы коммунального сектора.
Сиваев Сергей Борисович
Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского: профессор