• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет городского и регионального развития

 

Подписаться на рассылку

Борьба кузнечиков с Дельфином

Недавно в Калужской области завершился очередной фестиваль «АрХХстояние» — событие, которое уже много лет превращает арт-парк Никола-Ленивец в экспериментальную площадку для архитектурных и художественных высказываний. О том, как прошел фестиваль, рассказывает Кирилл Пузанов, доцент Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского. 

Борьба кузнечиков с Дельфином

Концепция этого года, «Белый город», предполагала создание полноценной городской инфраструктуры: здесь появились аэровокзал, лечебница, музей, исправительное учреждение, школа, площадь церемоний и горсовет. Идея логичная — пространство фестиваля давно воспринимается как самостоятельная волшебная страна, и ей действительно пора было обзавестись собственным городом. Однако первая попытка системного градостроительства в Никола-Ленивце оказалась не вполне удачной.

Главная проблема «Белого города» — отсутствие городской планировки при заявленной городской тематике. Все объекты выстроились в ряд, словно на смотринах, не создавая ощущения живого городского пространства. Посетители двигались по единственному маршруту, лишенные возможности заблудиться, свернуть в переулок или открыть для себя неожиданный ракурс.

Слово «ландшафт» регулярно появляется во всех текстах о Никола-Ленивце, но именно работы по вписыванию новых «жителей» в этот ландшафт мне и не хватило. Объекты не заигрывали друг с другом, оставаясь памятниками самим себе, лишь изредка вступая в диалог с природным окружением, и не разговаривая между собой.

Впрочем, среди новых построек выделились два объекта — «музей» и «исправительное учреждение». Именно они на мой взгляд обладают потенциалом первыми стать частью ландшафта Никола-Ленивца и основой будущего города. Любопытно, какой еще город начинался с таких градообразующих функций — на ум приходит разве что Шушенское.

Есть в этих объектах то, чем так приятны артефакты окрестный лесов: вписанное в них разнообразие сценариев пользования о части, из которых не догадываются и сами авторы. Именно это свойство превращает сценические декорации для перформанса в самостоятельные архитектурные объекты.

Линейность нового фестивального маршрута резко контрастировала с хаотичностью старых объектов, живописно раскиданных по окрестным лесам и полям. Возникал закономерный вопрос: где приятнее и интереснее — там, где на новых объектах толпа слушает концерт Дельфина, или там, где только ты, старые объекты прошлых фестивалей и кузнечики?

Этот контраст стал для меня главной интригой «АрХХстояния». С одной стороны — попытка создать структурированное городское пространство, с другой — органично сложившаяся за годы экосистема арт-объектов, вросших в ландшафт. Борьба между организованностью и спонтанностью, между концертом и тишиной, между Дельфином и кузнечиками пока остается нерешенной.

Частичный ответ пришел ночью. Действительно «Белый город» раскрывается иначе с наступлением темноты. Ночь скрывает линейность, искривляя тропы, выкручивает контраста на максимум и добавляет мистичности происходящему. Всем желающим я настоятельно советую оказаться в «Белом городе» именно ночью. Там и тогда можно почувствовать то, что влюбило нас в Никола-Ленивец еще 20 лет назад.