Почему «плывут» российские города?
Этим летом российские города вновь столкнулись с последствиями ливневых дождей — затопленные улицы, размытые дороги и парализованное движение стали привычной картиной. В ответ на этот вызов Высшая школа экономики открывает набор на курсы дополнительного профессионального образования (ДПО), посвященные проектированию, финансированию и модернизации ливневой канализации. Первый онлайн-курс программы «Устойчивое развитие ливневой канализации» стартует уже в октябре этого года и будет полезен урбанистам, муниципальным служащим, экологам и представителям строительного сектора.
Сиваев Сергей Борисович
Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского: профессор
«Наша задача — не просто констатировать проблему, а дать практические инструменты для ее решения. Слушатели узнают, как внедрять современные системы водоотведения, применять принципы «зеленой инфраструктуры» и находить источники финансирования для таких проектов», — отметил куратор программы, профессор факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Сергей Сиваев.
Почему города тонут?
Как объяснил Сергей Сиваев, проблема носит системный характер: «Ливневая канализация — падчерица городского хозяйства. О ней вспоминают только тогда, когда улицы уже превращаются в реки». По данным исследований Вышки, лишь треть улиц в крупных российских городах оборудована ливневкой, а там, где она есть, часто непонятно, кто должен за нее платить.
Климатические изменения усугубляют ситуацию: интенсивность осадков растет, а старая инфраструктура не справляется с нагрузкой. Города, где преобладают водонепроницаемые поверхности — асфальт, бетон, крыши — особенно уязвимы перед стихией.
Кто должен платить за дождь?
Финансовый аспект — один из самых сложных. «Если вода отводится с территории частного бизнес-центра, почему это должно оплачиваться из бюджета? В большинстве развитых стран собственники земельных участков и объектов недвижимости платят за отвод поверхностного стока, причем платеж можно снизить, увеличивая долю водопроницаемых поверхностей земельного участка», — отметил Сергей Сиваев.
Зеленые решения вместо бетона
Мировые мегаполисы уже нашли экономичный и экологичный подход к решению проблемы интенсивных осадков: увеличение доли водопроницаемых поверхностей, внедрение в городское благоустройство элементов зеленой инфраструктуры, которая задерживает и инфильтрует осадки. Зеленые пространства вдоль улиц, во дворах, дождевые сады и пористые покрытия помогают задерживать воду. Китайская программа «Город-губка» сократила количество подтоплений в Шанхае и Пекине в разы.
«В России эта тема пока не в приоритете, — говорит Сергей Сиваев. В национальном проекте «Инфраструктура для жизни» о ливневке нет ни слова». Федеральные средства на развитие ливневой канализации получили лишь два черноморских города, остальные вынуждены справляться сами.
«Спасение городов от потопа начинается с образования, резюмируют в Вышке. И мы готовы дать необходимые знания».
Сиваев Сергей Борисович
Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского: профессор