• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Оксана Запорожец и Варвара Кобыща приняли участие в дискуссии про вовлечение студентов в научную работу

25 февраля в НИУ ВШЭ состоялась дискуссия «Организация работы со студентами в научных коллективах: ожидания vs реальность».

Дискуссия объединила руководителей научно-учебных лабораторий и преподавателей, занимающихся научной работой со студентами. Ее отправной точкой стала презентация «Механизмы вовлечения студентов в научно-исследовательскую деятельность в НИУ ВШЭ» Ивана Груздева, директора по внутренним исследованиям и академическому развитию студентов, и Юлии Фалькович, директора Центра научной интеграции. 
 
Дискуссия строилась как обсуждение участниками собственного опыта научной работы со студентами и тезисов, прозвучавших в докладе. Она проявила различные подходы к организации такой работы, связанные, во-первых, с ее статусом – является ли она обязательной частью учебной программы или самостоятельным выбором студента, –  во-вторых, с количеством вовлеченных студентов, в-третьих, с видением конечных целей такой работы отдельными научно-учебными лабораториями. 
 
Участники дискуссии были солидарны во мнении, что студенты охотнее включаются в научную работу, если у них есть возможность выбрать форму участия – экспедицию, НУГ, НУЛ, отдельные мероприятия и многое другое. Одновременно множественность форм научной работы «нормализует» ее – делает неотъемлемой частью университетской жизни. 
 
В ходе дискуссии были обозначены основные проблемы существующих форм включенности, в число которых входят: низкая информированность студентов о возможностях присоединения к научным коллективам; несовершенства и сбои бюрократической системы, затрудняющие научную работу; отсутствие дифференцированных критериев оценки результатов работы научно-учебных коллективов, когда работа небольшой начинающей лаборатории оценивается по меркам успешного, долгое время существующего научного центра. 
 
Отдельно поднимался вопрос о разных статусах «научности» и «учебности» в научно-учебной работе. Значимость обучения зачастую недооценивается, например, в работе НУЛов, хотя именно оно занимает много времени и требует большой эмоциональной работы. 
 
Часть обозначенных в дискуссии проблем относительно легко преодолевается развитием системы информирования или тематических приложений. Другая часть проблем требует гораздо больше времени и консолидированных усилий по созданию благоприятной среды, в которой ценится вклад всех участников научной работы.