Анна Желнина о городских исследованиях в России и мире и поступлении на программы PhD
14 января социолог города Анна Желнина дала мастер-класс сотрудникам Лаборатории социальных исследований города ФГРР и магистрантам программы «Управление пространственным развитием городов»
Анна Желнина – доцент НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, медиа-координатор исследовательского комитета по городскому и региональному развитию Международной социологической ассоциации (RC21), докторантка Городского университета Нью-Йорка.
На мастер-классе Анна рассказала о специфике развития urban studies в различных региональных контекстах. В частности, она рассмотрела межстрановые различия в изучении городов, сравнив американскую и европейскую традиции городских исследований. Исследования, проводимые в США, заточены в первую очередь на исследования неравенства, особенно расового, и миграции и ориентированы на получение информации, ценной для принятия общественно-полезных практических решений. В свою очередь, исследования в Великобритании, Нидерландах и других европейских странах носят, как правило, критический характер и направлены на выявление, обличение глубинных социальных проблем города.
Анна затронула тему междисциплинарности в городских исследованиях, дисциплинарных различий между социологией, антропологией, географией, городским планированием и пр. Она сравнила институциональное устройство американской и российской науки и показала, что зачастую американские ученые ограничивают себя рамками одной дисциплины и разрабатывают свои темы исключительно внутри нее, в то время как в России ученые при работе с литературой фокусируются, в первую очередь, на научной проблеме и лишь потом обращают внимание на дисциплинарную принадлежность исследователей.
Предметом обсуждения стали также возможности сравнения российских городов с городами других стран. Несомненно, наиболее подходящими для сопоставления являются города постсоветского пространства. Между тем, Анна отметила, что в настоящее время в мировом научном сообществе большое внимание уделяется изучению глобального Юга. В ряде стран, относящимся к этому региону, – в странах Латинской Америки, Китае, Индии и пр. – сложилась похожая ситуация, например, в отношении жилья, собственности, что позволяет проводить параллели между городами этих стран и России. Важными являются и сходства в политическом устройстве государств и их политическом прошлом. Так, например, сложное авторитарное прошлое Латинской Америки, отразившееся на городской жизни, дает возможность сопоставлять данные, полученные в этих странах, с российскими.
Анна также рассказала о своем собственном диссертационном исследовании, посвященном реновации в Москве. В связи с этим были затронуты темы городского активизма и положительного влияния реновации на развитие гражданского общества в России. Данная программа способствовала взаимодействию жителей друг с другом и городских властей с населением, поэтому, по мнению исследовательницы, «если бы реновации не было, ее надо было бы придумать». К тому же, поскольку Анна работает над диссертацией в США, они отметила особенности проведения исследований российских городов за границей, в частности, необходимость переводить смыслы и культурные особенности нашей страны для иностранной аудитории.
Исследовательница поделилась со студентами некоторыми советами и рекомендациями по поступлению на программы PhD по городским исследованиям в зарубежные университеты, подчеркнув важность как можно более раннего включения в исследовательские сети. Для этого необходимо постоянное расширять свой исследовательский кругозор: искать информацию о новых исследованиях, прошедших и предстоящих событиях, конференциях в профильных журналах, на сайтах исследовательских центров и в социальных сетях (например, в твиттере по хештегу #soctwitter). Немаловажным является и участие в летних школах. Например, для интересующихся городской социологией – в летней школе RC21, которая проходит в одно время с конференцией RC21, что позволяет студентам ближе познакомиться с данным направлением исследований.
Желнина Анна Александровна
Департамент социологии: Доцент