• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет городского и регионального развития

 

Подписаться на рассылку

Проекты для Департамента образования и науки города Москвы

Восприятие москвичами городских политик в сфере здравоохранения и долголетия

Задачи: 

  • Оценить удовлетворенность горожан системой здравоохранения г. Москвы, динамикой ее развития.
  • Выявить установки москвичей по отношению к собственному здоровью, стратегии его сбережения, установки на активное долголетие.
  • Оценить отношение москвичей к здоровому образу жизни, установки и практики поддержания здорового образа жизни.
  • Определить основные факторы, мотивирующие москвичей к соблюдению здорового образа жизни.
  • Выявить восприятие москвичами городских политик в сфере здравоохранения и долголетия (в т.ч. запросы на развитие новых направлений и решений в области здравоохранения).

Ключевые выводы:

  • Половина опрошенных (50%) считает, что за последние годы качество медицинского обслуживания в Москве улучшилось;
  • Почти половина москвичей (47%), пользующимися услугами государственных поликлиник, позитивно оценивают состояние своего здоровья. Лишь 7% оценили его как плохое;
  • Большинство опрошенных заявляют, что заботятся о своем здоровье (87%). Основные стратегии заботы о здоровье – профилактика (поддержание здорового образа жизни), пассивное сбережение (отказ от вредных привычек), реже – активные занятия спортом;
  • В структуре мотивов к заботе о здоровье выделяются социальные (имидж, статус) и здоровьесберегающие (желание сохранить силы, активность, избежать болезней);
  • Коммерческие медицинские центры респонденты чаще всего посещают в связи с долгим ожиданием оказания специализированной помощи в государственной поликлинике и отсутствием там нужных услуг, процедур или специалистов;
  • Основные запросы москвичей: более полная информация о врачах, которые оказывают помощь в государственных поликлиниках, оперативность получения медицинских услуг, повышение доступности специализированных диагностических и профилактических процедур;
  • Москвичи, заботящиеся о своем здоровье и ведущие здоровый образ жизни склонны оценивать возможности для поддержания ЗОЖ в Москве выше, чем те, кто не следит за своим здоровьем. Работа с мотивацией и информированием москвичей может принести существенный вклад в приобщение горожан к практикам здорового образа жизни.

«Образовательные стратегии старшеклассников: анализ востребованности образовательных направлений (УГС) московских вузов старшеклассниками и их родителями»

Задачи:

  • Оценить востребованность учащимися 10-11-х классов и их родителями образовательных направлений бакалавриата (по УГС), предлагаемых московскими вузами.
  • Изучить востребованность выпускниками школ г. Москвы направлений бакалавриата (по УГС), предлагаемых московскими вузами.
  • Оценить отношение учащихся 10-11-х классов школ г. Москвы к действующим проектам г. Москвы по предпрофессиональному образованию в московской школе и «Московской электронной школе».
  • Оценить спрос студентов 3-4 курсов бакалавриата в регионах на программы магистратуры, онлайн-магистратуры московских вузов. Выявить интересы потенциальных участников магистратур, которые не уедут из региона, а получат образование и продолжат в нем работать.

Ключевые выводы (старшеклассники): 

  • Москва является наиболее привлекательным городом для получения высшего образования для старшеклассников и московских (95%), и региональных школ (45%). Ключевое препятствие для поступления абитуриентов из регионов – высокая конкуренция за бюджетные места и дороговизна проживания в период обучения;
  • Ключевыми критериями выбора вуза являются его популярность и включение в топ вузов страны и мира, информация о трудоустройстве выпускников, приемлемая стоимость обучения, наличие бюджетных мест, отзывы знакомых;
  • Ключевой проблемой при выборе направления для обучения является определение программы для поступления – так отвечает 20% школьников и 25% родителей;
  • При выборе направления обучения ключевым фактором является интерес ребенка, склонность к профессии. Также значимы условия поступления (количество бюджетных мест, стоимость обучения), и будущее выпускника вуза (востребованность специалистов данной сферы, ценность на рынке труда и уровень заработной платы в этой сфере);
  • И родители, и абитуриенты слабо информированы о форматах междисциплинарных и совместных программ с отраслевыми партнерами. Среди информированной части данные форматы воспринимаются позитивно, поскольку повышают шансы на трудоустройство;
  • Предпрофессиональную подготовку в школах Москвы позитивно чаще оценивают школьники, чем родители, которые критикуют профильные классы за сужение возможности менять профессиональную траекторию в будущем;
  • Большинство школьников и их родителей предпочли бы получать образование в очном формате, однако допустим и гибридный. Школьники чаще допускают обучение полностью в онлайн-формате (13-14%), одним из ключевых факторов привлекательности является возможность получать образование, не переезжая в другой город.

Ключевые выводы (студенты бакалавриата):

  • Среди студентов старших курсов бакалавриата 50% планируют продолжить обучение в магистратуре, в основном в своём городе. Среди тех, кто планирует поступать в магистратуру, четверть рассматривает для поступления московские вузы;
  • Среди тех, кто не планирует поступать в магистратуру, половина уверена, что получит в бакалавриате достаточный объем знаний и навыков, чтобы найти себе подходящую работу;
  • Для остальных сдерживающими факторами являются отсутствие интересных программ по магистратуре, неуверенность в поступлении на бюджет (по 19%), трудные экзамены (13%) и необходимость переезжать в другой город (6%);
  • При выборе вуза и образовательной программы для студентов бакалавриата наиболее значимым фактором оказывается преподавательский состав (37%), а также популярность вуза и отзывы о нём знакомых и выпускников;
  • Старшекурсники бакалавриата из регионов считают, что московские вузы предоставляют более качественное обучение, широкие возможности трудоустройства и формирования полезных карьерных связей в ходе обучения, чем региональные вузы;
  • В то же время, студенты выше оценивают преподавательский состав региональных вузов, в которых обучаются, что можно объяснить формированием эмоциональной связи с преподавателями за время обучения в бакалавриате;
  • Студенты старших курсов бакалавриата существенно чаще, чем школьники готовы рассматривать для обучения в магистратуре все имеющиеся форматы, в том числе исключительно онлайн (21%) и гибридный формат (30%).

Состояние и тенденции развития рынка труда Москвы

Цель:

Исследовать актуальное состояние и тенденции рынка труда г. Москвы в условиях трансформаций.

Задачи:

Поведение на рынке труда

  • Определить восприятие рынка труда и текущие стратегии занятости москвичей в условиях трансформаций
  • Определить актуальные запросы к рынку труда и рабочим местам среди разных категорий москвичей трудоспособного возраста

Удовлетворенность рабочим местом

  • Оценить  удовлетворенность москвичей своим текущим местом занятости по различным параметрам

Запрос работодателя на компетенции и навыки соискателя

  • Оценить потребность работодателей выбранных отраслей в специалистах разного уровня
  • Оценить спрос работодателей на навыки работников в 2021-2022 гг.
  • Определить наиболее востребованные работодателями новые и перспективные навыки работников

Запросы москвичей на дополнительное образование и профессиональную переподготовку

  • Изучить мотивации москвичей в профессиональной переподготовке и переквалификации: целеполагание, запросы
  • Оценить востребованность москвичами предлагаемых государством инструментов для переобучения и поиска работы

Ключевые выводы:

Рынок ДПО востребован как способ стать актуальнее и конкурентоспособнее на рынке труда и одновременно быстрее отреагировать на потребности трансформирующейся экономики. С точки зрения экспертов – есть лакуны на рынке, где политикой в сфере СПО и ДПО можно и нужно закрывать существующие потребности, и есть сегмент старшего возраста, который снова актуален, и надо помогать им оставаться востребованными.

  • Трудоспособные горожане во многом ощущают себя неуверенно, трудно планировать карьерную и образовательную траектории;
  • Наиболее распространенные стратегии не предполагают намерений резко менять компанию или отрасль;
  • Помимо уровня з/п, растет значимость нематериальных факторов удовлетворенности местом работы: социальные гарантии, баланс работы и личной жизни, атмосфера внутри компании;
  • Работодатели замедлили найм в феврале-мае 2022, их активность начала возрастать во второй половине года, но на прежний уровень пока не вернулась;
  • Очевидная стратегия работодателей – сокращение издержек. Стараются не снижать з/п, сокращать за счет соцпакета и прочих форм компенсации;
  • Более внимательно работодатели относятся к поиску и найму сотрудников, стараются минимизировать риск ошибки при найме. Больше ориентированы на поиск ресурсов внутри компании, доучивание и выращивание на вакантные позиции имеющихся сотрудников;

Социальная инфраструктура Москвы: оценка удовлетворённости горожан, восприятие цифровизации и мер социальной поддержки, запрос жителей на изменения

Задачи: 

1.Общая оценка социальной инфраструктуры Москвы;

2.Доходы населения, территориальная идентичность и другие факторы, влияющие на оценку социальной инфраструктуры;

3.Отдельные отрасли социальной инфраструктуры и цифровизация:

        - фактическая обеспеченность объектами инфраструктуры,

        - воспринимаемая обеспеченность и удовлетворённость москвичей,

        - мотивации к пользованию и запрос на изменения инфраструктуры.

                   3.1. Образование,

                   3.2. Здравоохранение,

                   3.3. Культура, спорт и досуг,

                   3.4. Государственные услуги и цифровизация инфраструктуры;

4. Систематизированный запрос москвичей на улучшение социальной инфраструктуры, меры социальной поддержки, социальные проекты.

  • Обеспеченность москвичей социальной инфраструктурой, по их оценкам, высокая (60% её полностью достаточно и только 8% скорее недостаточно). Выше всего оценки обеспеченности объектами государственных услуг (МФЦ, 91% без учета затруднившихся ответить), образования (81%), также довольно высоки оценки обеспеченности объектами здравоохранения (65%), культуры (58%) и спорта (52%);
  • Более обеспеченные москвичи и горожане, недавно переехавшие в Москву, склонны лучше оценивать социальную инфраструктуру Москвы, чем другие группы пользователей;
  • Оценка обеспеченности жителями Москвы социальной инфраструктурой своих округов достаточно равномерна. Несколько более высоко оценивается инфраструктура центра и более престижной западной части города. Нестандартная и иногда сложная ситуация складывается ближе к периферии Москвы, особенно на индустриальном и перенаселённом востоке – юго-востоке и в ТиНАО из-за разреженной структуры расселения и высоких темпов освоения новых территорий;
  • Главные запросы москвичей связаны с обеспечением доступности всех элементов инфраструктуры (в т.ч. цифровых) для всех категорий граждан и лучшим информированием о возможностях, предоставляемых в сфере культуры.

Потенциал управления конфликтами в школах Москвы

Задачи:

  • Оценить уровень конфликтности в системе школьного образования в разрезе отношений «ученик-ученик», «ученик-учитель», «учитель – администрация»;
  • Мониторинг удовлетворенности участников образовательного процесса в средних общеобразовательных школах г. Москвы основными его аспектами;
  • Оценить конфликтную компетентность участников образовательного процесса (администрация, педагоги, ученики).
  • Выявить причины конфликтов между учениками, учениками и учителями, учителями и администрацией.
  • Рассмотреть и оценить возможные способы выхода из конфликтных отношений, определить ключевые пути повышения доверия в рассматриваемых системах отношений.
  • Сформулировать рекомендации и стратегии преодоления конфликтных ситуаций. 

Рекомендации:

  • Разработка комплекса адаптационных механизмов, направленных на интеграцию новых учащихся в коллектив. Отдельной проработки требуют механизмы интеграции детей мигрантов; 
  • В коллективах (как среди учащихся, так и среди педагогического коллектива) следует проводить дополнительные внеучебные мероприятия, направленные на сплочение и повышения уровня доверия (наиболее выигрышными видятся решения, связанные с совместными поездками, туристическими походами и т.д.);
  • Проведение специализированных обучающих мероприятий по управлению конфликтами в школах: 

•тренингов (интенсивов, курсов) как для организаторов учебного процесса (педагогов-психологов, классных руководителей, представителей администрации), так и для учащихся; 

•подготовка кратких методических пособий (брошюр) по управлению и предупреждению конфликтов в школах;

•выпуск серии видеороликов с наглядными кейсами по управлению конфликтами в школах.

  • Разработка понятных алгоритмов решения любых возникающих конфликтов для всех участников образовательного процесса (к кому можно обратиться, как будет осуществляться медиация конфликта и т.п.);
  • Стимулирование педагогов, классных руководителей, педагогов-психологов к получению ДПО, включающего курсы по управлению конфликтами, основ изменения физиологии и поведенческих особенностей учащихся;
  • Вовлечение родителей на добровольной основе в организацию мероприятий;
  • По согласованию с Министерством образования включение в программу «Разговоры о важном» тем, позволяющих обсуждать актуальные кейсы, предупреждающие конфликты на уровнях «ученик-ученик» и «ученик-учитель»;
  • Проведение лонгитюдного исследования по управлению конфликтами в школах г. Москвы с расширением качественного этапа до интервьюирования классных руководителей и учителей. Проведение краткосрочных исследований в случае резонансных конфликтов (случай ЧВК Рёдан) с целью их оперативного изучения.