Урбанистика – школьникам: итоги реализации пилотного проекта образовательной программы ФГРР НИУ ВШЭ
Программа разработана и реализована факультетом и «Школой дела» в текущем семестре впервые в пилотном режиме. На протяжении двух месяцев школьники под руководством тьюторов проводили собственные исследования конкретной территории, учились применять инструменты анализа, обрабатывать и визуализировать полученные результаты, а также презентовать итоги своей работы. Планируется, что образовательная программа по урбанистике для школьников Москвы будет продолжена, и с осени текущего 2024 года будет реализовываться уже в рамках нескольких школ.
В ходе образовательной программы команды рассмотрели проблемную территорию района Ясенево – гаражный кооператив, и предложили проектные решения реорганизации территории.
Каждая из команд провела полевые и социологические исследования в Ясенево и представила анализ территории, рассмотрев ее транспортную доступность, ретроспективу развития, целевую аудиторию и обеспеченность инфраструктурой, выявив проблемы и «боли» района. На защите ребята представили свои проектные предложения, среди которых был парк аттракционов, бизнес-центр, многофункциональный парк, пространство с фуд-корнерами и велосервисами, панда-парк – участники как вдохновлялись опытом уже реализованных проектов, так и представляли уникальные идеи.
Члены комиссии в составе Кирилла Пузанова, Марьям Бучулаевой, Алины Скориной и Григория Кушнера отметили в работах участников глубину проработки и предпроектного анализа, обоснованность идей, структурированность.
По словам школьников, они получили огромное удовольствие от участия в программе и от такой новой деятельности в целом. Многие отметили, что им грустно заканчивать эту работу – они хотели бы продолжать заниматься урбанистикой и проектами в этой сфере.
![Кокорев Кокорев](/data/2024/06/06/2128744087/Кокорев%20К.jpg)
Кирилл Кокорев, участник:
Мы выполнили данный проект в сфере урбанистики, работа была весьма интересной для нас, в какой-то степени чем-то новым, хотя до этого мы уже участвовали в похожей исследовательской работе, но это конечно были абсолютно не те масштабы, что сейчас. Всей командой мы работали над идеями для нашего проекта, что было тоже очень интересно для всех, в какой-то степени даже тяжело, но мы справились и этим гордимся.
![Мотовилова Мотовилова](/data/2024/06/06/2128744021/Мотовилова%20С.jpg)
София Мотовилова, участница:
Это был необычный для нас опыт, который отличается от нашей обычной деятельности, мы больше погрузились в эту сферу.
![Комлев Комлев](/data/2024/06/06/2128744054/Комлев%20Н.jpg)
Никита Комлев, участник:
Мне очень понравилось, как была выстроена защита – члены комиссии, которые не могут прийти, были подключены онлайн и тоже комментировали, а большая часть сидела рядом и сразу задавала вопросы и давала обратную связь – это полезно, дает возможность все обдумать и сделать выводы.
![Нешатаева Нешатаева](/data/2024/06/06/2128743946/Нешатаева%20П.jpg)
Полина Нешатаева, участница:
Мне очень понравилось – я получила классный опыт, ездила в Вышку специально на лекции – было очень интересно, я узнала много новой информации, попробовала что-то новое, что-то необычное. Мы ездили все вместе на полевой выезд, погуляли там, узнали территорию. Вместе с девочками постарались сделать проект, потратили на это много времени, но я считаю, что не зря – спасибо большое организаторам!
![Ерошенко Ерошенко](/data/2024/06/06/2128743949/Ерошенко%20А.jpg)
Анна Ерошенко, участница:
Мне в целом все понравилось: это был интересный новый опыт. Было круто, когда мы в последний день все исправили, и наше выступление, как мне кажется, стало одним из лучших. Спасибо организаторам!
![](/pubs/share/direct/930351482.jpg)
Своими комментариями также поделились тьюторы проекта:
София Финошина, тьютор:
Состоялись защиты проектов реорганизации гаражного кооператива у 10-классников, обучавшихся на курсе урбанистики. Некоторые команды поразили меня своими ораторскими способностями и умением уверенно отвечать на вопросы, а другие удивили качеством и детальностью визуализаций.
Все проекты отличались самобытностью, фокусом на разных областях знаний и необычным идеями. А сама защита прошла в комфортной обстановке и атмосфере поддержки. Надеюсь, что этот опыт подарит ребятам вдохновение продолжать изучать города в самых разных аспектах.
Михаил Церех, тьютор:
Почти два месяца мы работали с ребятами из 10-го класса и знакомили их с городскими проектами. И вот в эту субботу мы уже нервно сидели в зале и слушали, как они защищали свои проекты по превращению гаражей в Ясенево в местный оазис. Увлекательный опыт и незабываемые впечатления!
Ребята не переставали впечатлять и удивлять весь курс своей включённостью в работу и желанием что-то делать, развиваться и внимательно нас слушать. В итоге это вылилось в чудесные и разноплановые итоговые проекты, где каждая из команд раскрылась с разных сторон – кто-то сделал гениальную визуализацию, кто-то придумал очень смелые решения и не боялся настоять на них, кто-то уже сразу показал свой талант аналитика. Такие результаты очень вдохновляют и убеждают, что всё происходит не зря! А для ребят, я надеюсь, это станет только лишь первой точкой их глубокого погружения в мир исследований городов!
Алина Скорина, тьютор:
Защитой проектов завершился ознакомительный курс по урбанистике для школьников. Два месяца мы, команда тьюторов, работали с ребятами – рассказывали о городе, о принципах создания городских проектов, методах анализа, провели пробный полевой выезд. Для нас (и для тьюторов, и для ребят) это был новый и очень ценный опыт. Было очень очень приятно взаимодействовать с ребятами – ученики очень внимательные, заинтересованные, была постоянная обратная связь от большинства.
Я осталась в нежном восторге от всей работы и конкретно защит, проекты получились очень разные, некоторые поражают креативной визуализацией или глубиной предпроектного анализа, особенно учитывая небольшие сроки программы. Результат воодушевляющий, я очень горжусь нашими студентами, очень надеюсь, что мы поселили им часть любви к городским проектам и искреннее любопытство к городу и науке. Дальше – больше!
Павел Иванов, тьютор:
Курс вышел крайне хорошим, отличный баланс теории и практики. Лично мне показалось, что было бы классно добавить больше занятий с тьюторами. Важно отметить момент удержания интереса детей на протяжении двух месяцев. В программу вошло 20 учеников, вышло 17. Это значит, что конверсия просто прекрасная и наставническая работа тьюторов и меня прошла эффективно. Защита на отличном уровне, понравилась организация, коннект экспертов и их обратная связь ученикам.
Игорь Пахомов, тьютор:
В целом мы довольны результатом. Всем удалось успешно завершить курс за достаточно короткий срок. Ребята освоили этапы предпроектного анализа территории, познакомились с основными планировочными документами и попробовали себя в роли городских исследователей.
У всех проектных команд были смелые небанальные предложения. Некоторые особенно удивили нас своими навыками 3D-визуализации и интересным аналитическим экономико-правовым подходом к урбанистике.
Члены комиссии задавали командам вопросы, касающиеся смысловых, функциональных и технических аспектов их проектов – навык ребят качественно отвечать на не самые простые вопросы также был отмечен в ходе защиты. Кроме того, каждая из команд получила ценные советы, которые помогут участникам в реализации их последующих проектов.
![Бучулаева Бучулаева](/data/2024/06/06/2128750814/Бучулаева%20М.А.%20(4).jpg)
Марьям Бучулаева, член комиссии:
Несмотря на то, что участники работали с одной территорией, слушали одни и те же лекции, выполняли одни и те же задания, результаты и презентации получились у всех разные, каждую можно охарактеризовать той или иной отличительной чертой. Нам очень понравились те работы, что мы увидели, для первого раза получилось вполне достойно. Спасибо большое тьюторам!
![Пузанов Пузанов](/data/2024/06/06/2128750756/пузанов.jpeg)
Кирилл Пузанов, член комиссии:
Мне показалось очень важным в проектах, в идеях то, что команды старались смотреть на территорию достаточно комплексно, рассматривали ее проблемы. Было особенно приятно то, что в некоторых презентациях появлялись сюжеты, связанные с тем, что что-то можно и сохранить из этого гаражного кооператива, потому что это, на самом деле, редкое качество. Спасибо вам большое участникам, они все молодцы – сделали первый шаг, следующие шаги будут все более и более интересными, потому что они будет обладать все более и более разветвлёнными инструментариями и лучше понимать территорию.
Надеемся, что для школьников, принявших участие в программе, опыт знакомства с такой сложной многослойной структурой как город и опыт анализа территории будет крайне полезен в будущем, а те, кто действительно заинтересовался урбанистикой продолжат свой путь в этом направлении и, возможно, вернется к нам на факультет уже в качестве студента.
Бучулаева Марьям Асламбековна
Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского: Преподаватель
Пузанов Кирилл Александрович
Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского: доцент