• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет городского и регионального развития

 

Подписаться на рассылку

Север и Арктика глазами урбанистов

В Шухов Лаб прошел первый научный семинар факультета городского и регионального развития «Север и Арктика глазами урбанистов».

Север и Арктика глазами урбанистов

Семинар посвящен вопросам истории и развития Арктики, теоретическим аспектам работы с северными и арктическими городами и практическому опыту, включая разработку мастер-планов и крупных проектов территориального развития. Однако особенность семинара – в попытке выйти за рамки строго научных докладов, помочь участникам прочувствовать Север и Арктику, понять эти территории не только через статистические таблицы, но и прочувствовать сердцем. 

В начале первого семинара ведущий научный сотрудник Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского Надежда Замятина обратила внимание слушателей на проблематику определения границ Арктики: вопрос «что такое Арктика и чем она отличается от Севера» стал ключевым для встречи.

Организаторы семинара планируют каждую тему иллюстрировать образными материалами – фильмами и книгами, мемами и байками. 

За основу первого семинара взят советский фильм по мотивам рассказов Бориса Горбатого «Обыкновенная Арктика», где действие происходит в поселке Диксон на полуострове Таймыр.

 

Надежда Замятина
 

Надежда Замятина:

Фильм был выбран не только по названию: он дает чуть не энциклопедическое описание местной специфики, сохраняющейся и по сей день. Тут и миграция на Север в надежде заработать на «домик в деревне», и самоуправство местных начальников, уверенных в своей недосягаемости для закона в силу удаленности, и ритм работы, определяемый не только производственной необходимостью, но и погодными условиями, с неизбежным чередованием авралов и простоев. Кульминация фильма – процесс ведения сложных родов посредством азбуки Морзе: врач находится на одной полярной станции, роженица – на другой; если учесть, что книга Горбатова основана на реальных событиях, возможно, это был первый в мире случай применения дистанционной медицины.

Но есть ли все это специфика именно Арктики, приполярной области Земли – или Севера – зоны «иного» за гранью обыденности, за границей основной зоны населения? От обсуждения этих вопросов участники семинара перешли к активной дискуссии об условиях жизни и работы в Арктике, северной идентичности и использовании родных языков в школах Арктической зоны. Были затронуты темы транспортной доступности, медицинского обслуживания и экологических проблем. Наконец, участники дискуссии, в первую очередь, уроженцы арктических и сибирских городов поделились своим личным опытом жизни на Севере и историями своих семей. 

В семинаре участвовали, помимо студентов и сотрудников Вышки и действующих консультантов, разработчиков мастер-планов для городов Севера, несколько сибиряков, северян, якутян, так что обмен опытом получился богатым. От вопроса о целесообразности кочевых школ перешли к проблемам развития интернета. От фразы о поездке «на материк» – к обсуждению идентичности районов разных технологий освоения («приземлявшиеся» на таежных полянах первостроители городов Западной Сибири уезжают в отпуск «на землю», а прибывавшие караванами на Колыму – «на материк»); обсудили и как уход образа «материка» может маркировать смещение пространственной оптики в современной Якутии.

Постепенно обсуждение приняло более неформальный формат, и участники переместились за общий стол (с тематическими сладостями: «Мишка на Севере» был в тему и к советскому фильму, и к северной тематике). Общение получилось очень теплым, как и полагается северянам. Завязалось и несколько знакомств с перспективой создания новых арктических исследовательских команд, объединяющих студентов разных факультетов, ученых из разных городов. Организаторы семинара выражают надежду, что семинар станет постоянной площадкой общения всех, кто любит и ценит Север и Арктику, местом обмена опытом и рождения новых проектов.

Видеозапись семинара