«Затеряный остров» – интенсив от студентов ФГРР
Катерина Лысенко, один из организаторов интенсива рассказывает подробнее:
О чем был этот интенсив?
Интенсив «Затерянный остров» — это мероприятие, которое изначально задумывалось как интенсив для абитуриентов «Городского планирования», однако, к моему удивлению, на встречу пришли и абитуриенты магистерской программы «Управление пространственным развитием городов», и просто интересующиеся урбанистикой ребята. Это создало очень интересный эффект: между собой начали общаться как будущие одногруппники, так и «кружки по интересам».
Поскольку этот интенсив однодневный, я сделала акцент не столько на итоговом результате исследования, сколько на самом процессе: мы отправились на полевую прогулку вдоль всего Балчуга. Именно выход в город для урбаниста является неотъемлемой частью, необходимой для понимания городских процессов, а способность чувствовать поле и замечать нужные явления – важнейший софт-скилл.
Почему именно Балчуг? Что в нем интересного для урбаниста?
Балчуг – всего лишь одно из народных названий острова в центре Москвы, образованного искусственно с появлением Водоотводного канала. Официального названия у острова так и не появилось, да и в целом он слегка потерян: мы практически ничего не слышим про часть города, расположенную между Кремлем, самым центром Москвы, и Замоскворечьем, старейшим районом, из-за образа жизни которого Москву начали назвать «большой деревней» еще в 19 веке.
В 2021 году здесь произошла масштабная реконструкция: на острове сделали удобные для прогулок набережные, а вот центр оставили, по словам из блога мэра, «для местных жителей». В декабре того же года открылось и одно из самых популярных сейчас пространств: Дом культуры ГЭС-2. Постепенный процесс джентрификации делает остров интересным для изучения прямо сейчас: несмотря на строительство большого количества апартаментов бизнес-класса и крайне центрального положения, Балчуг еще не в полной мере успел трансформироваться под новую реальность и действительно сильно отличается сам от себя в разных частях. Мы оказываемся одновременно наблюдателями и участниками этих процессов.
К моему большому удивлению, все это пока что оставалось вне интереса городских исследователей, поэтому я выбрала Балчуг для исследования и из-за собственного интереса к этой местности. Уверена, через несколько лет остров преобразится, и участники этого интенсива с удивлением обнаружат, что стали свидетелями масштабного улучшения. Можно сказать, это мой своеобразный личный вклад в становление традиции постпроектных исследований.
Чем занимались участники? Что (или как) вы изучали?
Как я уже сказала выше, темой интенсива стало не изучение какой-то одной темы от теоретической рамки до попыток наблюдения и концептуализации увиденного: на это у участников заложено пять лет. Мы фокусировались на способах взаимодействия с полем, наблюдении и условном переводе с бытового языка на исследовательский: понятно, что город живет по достаточно банальным правилам, поверх которых накладываются социальные отношения, но в повседневной жизни мы это не рефлексируем.
Я подготовила около десятка тем. Некоторые из них были основаны на противоположностях (например, «Свои и чужие», «Места и не-места», «Центральное и периферийное», «Эмоция и безразличие»), другие более общие («Имена и названия», «Отношение к воде»). Каждый получил свою тему случайным образом (некоторые участники захотели поработать в парах): получилось интересное смешение, когда участники с примерно сформированными интересами получали максимально далекую от них тему. Так, например, транспорт осмыслялся через призму эмоционального состояния, а географические категории приобрели ментальные дефиниции. В очередной раз это доказало, что ФГРР – самый междисциплинарный факультет страны, а еще, что многое зависит от определения (любим эту фразу).
Участники интенсива самостоятельно подумали, о чем потенциально может быть их тема, какие явления могут обнаружиться в ходе прогулки и на что следует обращать внимание. Во время нашего исследовательского передвижения участники спрашивали у нас с Александром, как было бы лучше подступиться к теме, или задавали более прицельные вопросы: мы старались на них отвечать скорее как менторы, наводя на мысль, а не отвечая напрямую.
Подводя итоги, оправдалась ли задумка?
По моим субъективным ощущениям, такая хаотичная прогулка стала более интересным форматом, чем классические лекция и подготовка участниками исследования на эту тему. Когда не знаешь, чего ожидать, внезапные находки ощущаются совсем иначе, чем находки в границах заранее заданных рамок.
В конце прогулки каждый представил результаты своих наблюдений, и мы обнаружили, что все рассказы так или иначе дополняют друг друга, и все вместе формируют более-менее целостный образ Балчуга. Это отличный старт и для потенциального более глубокого исследования острова, и для развития своих полевых навыков.
Это ощущение новизны, неизведанности и исследовательской эйфории – пожалуй, самое ценное, что может появиться на старте пути становления городским планировщиком. Я надеюсь, что мне удалось обеспечить условия для этого, и участники интенсива будут вспоминать прогулку как яркий опыт первого погружения в поле.
Участники интенсива также поделились своими впечатлениями:
Мария Емельянова:
Для абитуриентов бакалавриата это был бесценный опыт практики не только в черте города, но и под сердцем нашей страны — на острове Балчуг, что находится близ Кремля. Поэтапная прогулка и исследование окрестной местности, многомерный и разносторонний анализ искусственного острова, культурный центр бывшей Раушской ГЭС-2, общение с единомышленниками и обед в Surf Coffee — вот чем запомнилась сегодняшняя практика.
Каждому участнику Катерина раздавала по теме, каким-то образом связанной с Балчугом. Так, нам с Ксюшей Бондаревой досталась тема «Центральное и периферийное» — мы долго думали, что же это может означать, а потом поняли, что есть не только территориальное восприятие Балчуга (очевидно, центральное), есть и ментальное осмысление, которое, в свою очередь может быть как центральным, так и периферийным. Например, к центральному мы отнесли жилой дом 18 века, а к периферийному цветы шиповника, которые не являются чем-то привычным и обыденным для центра Москвы. Выслушав на итоговом консилиуме возле Международного Дома Музыки каждую из сторон исследования (от цветовосприятия в пастели до социальной стратификации на «своих и чужих» обитателей острова), мы пришли к выводу, что Балчуг — это богатое топонимически, культурно-исторически, географически и промышленно многогранное социальное пространство.
Лина Сазонова:
Огромная благодарность Катерине и Александру за такой прекрасный интенсив и день! Это была уникальная возможность окунуться в область урбанистики и на практике понять, кто такой урбанист и чем он занимается. Еще больше хочется погружаться в изучение города!
Тихон Глум:
Хотел бы поблагодарить организаторов мероприятия за краткий, но в то же время емкий экскурс в городские исследования. Мне, как абитуриенту магистерской программы «Управление пространственным развитием городов», стало интересно принять участие после того, как увидел новость в телеграм-канале ФГРР. Кроме того, мне хочется изучать Москву, так как живу тут относительно недавно – менее года.
Личным открытием для меня стало само существование острова Балчуг. До переезда в Москву вообще не воспринимал эту часть города как островную. Родился и вырос в Санкт-Петербурге, и для меня остров подразумевает под собой нечто иное.
Основной вывод по итогам встречи вытекает из личного опыта – каждый из нас воспринимает город по-своему. С одной стороны, это является важным аспектом освоения городской среды, а с другой – ключевой проблемой урбанистики. В том числе ее затрагивает в своих трудах А. Лефевр, когда рассуждает о вопросе взаимосвязанности восприятия и осмысления пространства жителями в ходе городских практик.
Фактически, изучение городской среды является необъективной попыткой выявить интересные для тебя лично закономерности основываясь на своем опыте. Например, для меня не был известен факт существования данного острова. А для кого-то из ребят открытием стала синяя разметка в зоне платной парковки, хотя для меня этот факт известный, так как я слежу за обновлениями ГОСТ по транспорту.
Мне кажется, что такие мероприятия являются примером хорошей организации практических работ по изучению исследовательских тактик. Будет интересно вернуться к этому уже в сентябре во время обучения.