• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет городского и регионального развития

 

Подписаться на рассылку

Интенсивы для школьников от студентов ФГРР

В апреле и мае группа студентов ФГРР провела два интенсива для школьников: «Что такое Китай-город?» и «ПЕРЕдвижение».

Интенсивы для школьников от студентов ФГРР

К участию в интенсивах приглашались школьники 8–11 классов. В первом интенсиве «Что такое Китай-город?»  команда организаторов решила максимально аккуратно и подробно описать существующие подходы к исследованию городского пространства и дать участникам задачу вполне студенческого масштаба. На втором интенсиве участники погружались в аспекты транспортного планирования вместе с профессионалами своего дела: посетили экскурсию по Технопарку университета транспорта, узнали про современные проблемы транспорта в городе и подходы к из решению, «вышли в поле» и попытались собрать данные, а затем вместе с опытными коллегами найти закономерности в движении транспорта и предложили варианты решения.

Мы пообщались с Екатериной Лысенко, студенткой 4 курса ОП «Городское планирование» и организатором серии интенсивов, и узнали подробнее о мероприятиях. 

 

Катерина Лысенко

 

Еще во время подготовки интенсивов звучал тезис о том, что они экспериментальные. Почему?

Весь эксперимент состоял в том, чтобы предложить школьникам поработать с задачами, сомасштабными скорее выпускникам и магистрам, если не исследовательским бюро. В случае Китай-города я замахнулась скорее на антропологическое исследование со всеми нужными стадиями, хоть и в сокращенном формате: выборе методологии, полевым исследованием, постановкой гипотез, их апробацией, обсуждением полученных материалов внутри команды, и, наконец, их презентацией. 

Второй, транспортный интенсив, тоже содержал в себе задачу, выполнение которой у нас как у студентов заняло примерно год на дисциплине «Проектный семинар»: сначала собрать данные, потом произвести расчеты и получить на выходе планировочный каркас района. Получить готовый аналитический материал сильно проще, чем затем его критически осмыслить: уже обсчитанный район мы дали как материалы для создания конкретно планировочного каркаса.

В программы обоих интенсивов я закладывала идею о том, что в урбанистике нет отдельно социологии, отдельно транспорта или отдельно сенсорных исследований: так или иначе, дисциплины связываются друг с другом и только в этой связке дают комплексное видение территорий, которое в дальнейшем можно использовать в проектной деятельности.

Теперь про интенсивы по отдельности, начнем с первого. Почему Китай-город?

Ну, во-первых, почему бы и нет? Мы с коллегами уже давно шутим что учимся на Мясницкой уже несколько лет, а вокруг толком ничего не знаем, от хорошего места для обеда до в целом каких-то интересных фактов о районе. Так сложилось, что наша практически неизменная площадка – Шухов Лаб на Мясницкой, поэтому решили выбрать Китай-город как отдельный пространственный феномен с удобным расположением относительно места сбора. Дополнительно стоит сказать, что мне как исследователю этот район тоже был интересен, но с учетом высокой загрузки сложно выделить время на исследования всего что интересно, поэтому мы с Александром Нененко (студентом 4 курса ОП «Городское планирование») пошли с двумя командами в поле в качестве менторов: модерировали прогулку, наблюдали вместе с участниками интенсива и нашли для себя что-то новое.

В программе интенсива (в качестве результата) было предложено изучать поломки. Что это такое?

Этот термин из социологии повседневности. Есть какое-то устоявшееся правило, конвенциональный тип поведения в определенной ситуации, который сложился за определенное время, и тут внезапно что-то происходит и это правило перестает работать. В моей команде ребята решили, что поломка – это переход улицы в неположенном месте и перемещение по проезжей части. Это интересный пример: мы исследовали улицу Забелина, которая в своей нижней трети является барно-ресторанной, и используется фактически как полностью пешеходное пространство, несмотря на наличие дороги, по которой ездят автомобили. В центральной части Москвы такая ситуация не редкость, практически вся историческая часть наполнена точками интереса на первых этажах, и часто это происходит в местах с достаточно активным автомобильным движением, те же Патриаршие пруды. Поэтому меня очень порадовало, что мы остановились именно на этой поломке: ее решение или хотя бы изучение причин в одной ситуации может стать базой для решения и в других местах.

 
Максим Колмыков

Максим Колмыков, участник интенсива, школа 1311 «Тхия»:

Интенсив по социологии города — маленький мир, в который ты погружаешься с головой и не думаешь ни о чём другом. Во время лекций и обсуждений можно почувствовать себя в экспертном сообществе городских специалистов. Самое завораживающее — собирать данные в городе для настоящего исследования и искренне радоваться каждой находке. Безусловно, это столь же практичный опыт, сколько весёлое событие: кроме теории и исследования территории получаешь очень ценный опыт работы в команде. За 2 дня ты проживаешь всю жизнь проекта и получаешь представление о работе городских исследователей на собственном опыте.

 

Как в целом можно подвести итог первого интенсива?

Как организатор, я считаю, что все прошло отлично, а некоторые моменты превзошли мои ожидания. В целом, мой изначальный страх того, что школьники не выдержат интенсивный поток теории в лекционной части, не оправдался: на итоговой защите мы увидели учеников 10–11 классов, которые рассуждали о Лефевре и понимали несколько базовых социологических теорий. Мне кажется, что здесь эксперимент оказался с хорошим концом: над некоторыми организаторскими моментами еще стоит поработать, но можно не бояться предлагать на дальнейших мероприятиях не просто собирать какие-то данные, но и сразу их концептуализировать.

 

Андрей Старовойтенко
 

Андрей Старовойтенко, младший научный сотрудник Института социологии РАН, аспирант ФСН ВШЭ:

Ключевой идеей, лежавшей в основе интенсива, стало приобщение школьников к исследованиям городского пространства через непосредственное вовлечение в полевые исследовательские практики. Предварительно Александр и Катерина провели для участников мини-лекцию, на ней школьники познакомились с несколькими базовыми теоретическими концепциями, осмысляющими городское пространство, в том числе с идеей «права на город» А. Лефевра. После инструктажа команды непосредственно погружались в полевой контекст, проводя включенные наблюдения на улице Забелина и в парке «Горка», общаясь с жителями города, собирая визуальные данные и ментальные карты.

Идея интенсива по городским исследованиям для школьников кажется мне исключительно удачной. Порой кажется, что об исследованиях города, их методологии и полевой практике студенты гораздо больше слушают и читают, чем участвуют в их непосредственном производстве. Между тем, любое полевое исследование – это прежде всего опыт, пережитый исследователем; это не в меньшей степени продукт его/ее эмоциональной работы, чем результат дистанцировано-аналитического осмысления. Судя по собственному опыту, а также по опыту общения с моими студентами, этого опыта переживания поля многим из нас порой катастрофически не хватает.

Возможно, поэтому, слушая презентации школьников, я был так поражен их энтузиазмом и, вопреки всяким ожиданиям, способностью не только тонко чувствовать и переживать город, но и одновременно переводить свои впечатления и материалы на язык социальной теории. И пусть они способны на этот перевод только в той, еще весьма ограниченной и ученической, мере, в которой этот язык доступен им на сегодняшний день, вопросы квалификации и эрудиции отходят здесь на второй план. Такие встречи [пере]открывают возможность науки как наивного обмена воодушевлением и восторгом, и именно это дает желание продолжать ей заниматься, преподавать и верить, что это важно и нужно.

Теперь про второй интенсив, «Передвижение». О чем он был?

Строго говоря, изначальной идеей было то, что одна встреча скорее про людей и социологию, а вторая – про транспорт и все что с ним связано. «Передвижение» как раз и было связано с транспортом. 

Один из двух дней мы провели в стенах нашего партнерского ВУЗа – Российского университета транспорта, а если быть точнее, в Технопарке Московского транспорта, за что отдельное спасибо коллегам за содействие! Нам провели экскурсию и рассказали о том, чем «живет» РУТ, после чего мы вышли «в поле» считать потоки и обсуждать будни работающих в транспорте. 

Во второй день предложили участникам интенсива задачу, которую уже описывали выше: исследовать территорию, использовать уже произведенные расчеты, и с опорой на них сформировать транспортный каркас Бутырского района. Здесь лучше обратиться к впечатлениям коллег, которые более объективно могут оценить события этого интенсива.

 

Анна Соколова
 

Анна Соколова, студентка 4 курса ОП «Городское планирование», главный специалист отдела развития инфраструктуры маршрутной сети:

Одной из главных задач интенсива было в максимально короткий промежуток времени погрузить ребят в рабочую атмосферу, показать то, чем мы занимаемся, как можно получать новые и применять уже имеющиеся знания на практике. Несмотря на отсутствие каких-либо ожиданий с моей стороны, мероприятие посетили очень заинтересованные и имеющие большой багаж знаний о транспортной структуре Москвы ребята, они легко ориентировались в материале, о котором я рассказывала и понимали, в чем именно заключается смысл транспортного планирования. Кто-то из будущих студентов уже имел опыт в изучении реальных документов, при помощи которых создаются проекты организации дорожного движения, кто-то принимал активное участие в помощи с запуском программ по оптимизации транспортной сети в качестве волонтеров, а кто-то просто является фанатом транспорта и разбирается в том, что такое турбокольца и зачем они нужны. 

По итогам двухдневной работы мы получили два проекта реорганизации участка Бутырского района. В общем и целом, работа ребят очень удивила меня. Проекты вышли очень интересные, в них четко читались подходы и стили проектирования: кто-то сделал больший упор на процветание района и комфорт жителей, а кто-то хотел повысить связность района с прилегающими территориями. Ребята имеют фокус направленный не только на проектировании УДС, но и на создание комфортной городской среды для всех ее жителей, что является большим знаком того, что из них получатся очень грамотные планировщики. 

Подводя итог, я могу лишь только восхититься предложенными материалами и искренне пожелать ребятам успехов во всех их начинаниях, я с нетерпением буду ждать их на рабочем поприще и надеюсь, что, когда-нибудь они воплотят свои идеи в жизнь.

 

Олег Шумин

Олег Шумин, ГБОУ Школа 109, участник интенсива: 

Интенсив был интересный, это правда уникальная возможность на пару дней почувствовать себя урбанистом: погулять, выявить проблемы района, просвети небольшой опрос населения, а потом уже все это проработать и придумать план изменения. Дополнительная возможность окунуться в транспортные аспекты городского развития тоже встречается довольно редко, от чего интенсив стал еще более необычным и познавательным. Огромное спасибо всем организаторам и программе совместного бакалавриата ВШЭ и МИИТ!

 

Андрей Борисов
 

Андрей Борисов, Академический руководитель программы двух дипломов НИУ ВШЭ и РУТ (МИИТ) «Экономика и инженерия транспортных систем»:

Впервые за историю нашего факультета интенсив, реализующийся силами студентов ФГРР, был проведен для будущих абитуриентов нашей бакалаврской программы «Экономика и инженерия транспортных систем», которую Высшая школа экономики запустила совместно с Российским университетом транспорта с 2022/23 учебного года, в стенах Технопарка московского транспорта (РУТ (МИИТ)) и лаборатории Шухов Лаб нашего факультета. 

Целью данного интенсива являлась попытка погрузить будущего студента нашей совместной программы в контекст профессиональной деятельности: познакомить с городом под углом транспортного планировщика.

Результатом работ участников интенсива являлись их идеи по развитию транспортной инфраструктуры Бутырского района города Москвы.

Несмотря на юный возраст участников, а также отсутствие инструментальных прикладных и теоретических базовых знаний, характерных для студентов наших образовательных программ, идеи, предложенные ребятами, их аргументация, логика работы с пространством, а также понимание исследуемых территорий приятно удивляют. Радует высокая заинтересованность в будущей профессии, а также гибкость ума и возможность посмотреть на задачу с разных сторон: это очень важные качества, которые мы ищем в абитуриентах нашей программы двух дипломов, в генезис которой зашито несколько предметных областей: экономика, транспорт, пространственный анализ и комплементарные им дисциплины.

Хочу отметить, что именно таких ребят с высокой мотивацией, активным и пластичным мышлением и горящими глазами с нетерпением ждут работодатели транспортной отрасли, начиная от профильных департаментов и заканчивая крупнейшими пассажирскими и грузовыми перевозчиками, инвестиционными банками, а также IT компаниями. Разумеется, после получения ими необходимого набора прикладных компетенций, на что направлен наш бакалавриат.