Высшая школа улиц
Подошла к концу Высшая школа улиц — экспериментальный формат летней школы от студентов программы «Городское планирование» и Высшей школы урбанистики имени А. А. Высоковского НИУ ВШЭ.
В течение всего августа школьники слушали лекции по городской теории и примеряли на себя роль исследователей различных аспектов пространственного анализа, экономики и социологии города, транспортного планирования, мультисенсорного восприятия и многих других направлений городских исследований.
![Александр Нененко Александр Нененко](/data/2022/09/05/1688090271/photo_2022-06-14_12-25-48.jpg)
Александр Нененко, организатор летней школы, студент 4 курса «Городского планирования»:
Так вышло, что к формату именно летней школы команда организаторов шла довольно долго, мы обсуждали несколько вариантов, пока не сошлись на том, который в итоге и был реализован. Честно, много боялись и очень переживали чтобы темы шли гармонично и складывались бы в мозаику ключей к новому взгляду на город. Во время проведения среди участников появилась фраза «смотреть и воспринимать улицу не как улицу, а нечто большее», тут я и понял, что это и есть наша финальная задача, к которой, мы очень надеемся, мы и пришли.
Больше нашей подготовки нас вытягивали сами участники, которые иногда буквально заваливали вопросами (чему мы были безмерно рады) и максимально включались в любые нетривиальные задачи, которые мы хотели перед ними поставить. Несколько раз мы ловили себя на озарениях, отвечая на некоторые вопросы. Это буквально было исполнением времен моего олимпиадного прошлого: хочешь что-то в корне понять – объясни другому.
В последний день организаторы шутливо предложили участникам примерить академические шапочки, ведь они закончили ВШУ, пусть это пока и не Высшая школа урбанистики.
Главное, что вынес лично я: даже самые простые, но неочевидные стороны урбанистики могут открыть путь к совершенно неожиданным, но безумно интересным наблюдениям и озарениям. Я бы хотел, чтобы начатая в этом году школа стала бы ежегодной и состоялась и в следующем году.
![Виталий Богомолов Виталий Богомолов](/data/2022/09/05/1688097434/Виталий%20Богомолов.jpeg)
Виталий Богомолов, 10 класс школы № 57
Деловая игра была интересна тем, что мы очень славно провели два часа, которые пролетели совершенно незаметно – много веселого, особенно классно было наблюдать за пародией на районную администрацию. Отрадно, что была возможность хотя бы на словах договориться о каком-то улучшении среды, о котором очень часто говоришь в реальности, встречая проблемы на улице, но людей вокруг это обычно не занимает, а здесь не просто можно, а нужно высказываться об этом.
Лекция про ментальные карты и вернакулярные районы – это просто огонь. Я все еще в размышлениях, куда поступать после одиннадцатого класса, после того дня количество «за» на чаше городского планирования увеличилось в несколько раз, потому что всю лекцию мне хотелось очень внимательно слушать, что-то спрашивать, а главное – улыбаться, потому что у Кирилла Александровича очень харизматичная подача. И было здорово, что в презентацию вплетены интерактивы в виде отгадывания авторов ментальных карт.
Занятию «GIS-анализ» я очень благодарен и считаю его одним из самых полезных, потому что оно в первую очередь дало возможность лучше понять, с чем на практике работают градостроители. Мне было важно разобраться, насколько возможно соединить программирование, которым я интересовался последние 3 года, с урбанистикой. Это был один из вопросов, с которым я регистрировался на школу. И в итоге я получил на него ответ, ура!
Одно из главных преимуществ всей «Высшей школы улиц» заключается в том, что взаимоотношения со всеми, кто нас пытается чему-то научить, максимально горизонтальные. Это дает эксклюзивную возможность не просто узнать что-то новое, но и услышать честные ответы на вопросы о том, каково учиться на факультете. За время дрейфа помимо интересных наблюдений на местности, где поначалу могло показаться, что найти что-то занятное очень трудно (спойлер: нет!), мне еще удалось узнать от организатора Арины Демиденко много всего про направление и ее взгляд на работу в сфере урбанистики в целом.
![Дарья Носова Дарья Носова](/data/2022/09/05/1688094176/Дарья%20Носова.jpeg)
Дарья Носова, 10 класс школы № 827
За эти недели на «Высшей школе улиц» я не только смогла узнать много новых знаний в области урбанистики, но и нашла себе друзей! Благодаря интересным лекциям ты теряешь счет времени и полностью вовлекаешься в процесс бурного обсуждения. Отдельное спасибо квалифицированным преподавателям, которые не только объясняют сложные темы доступным и понятным языком, но и всегда готовы ответить на любой твой вопрос! Я очень рада, что смогла поучаствовать в этой летней школе.
P. S. Спасибо большое организаторам курса! Без них этого всего бы не было.
![Георгий Омельчук Георгий Омельчук](/data/2022/09/05/1688097466/Георгий%20Омельчук.jpg)
Григорий Омельчук, 10 класс школы СУНЦ МГУ
За август мы затронули множество различных интересных тем. Началось все с фланерства – мы разбились на команды и ходили около Мясницкой, пародируя денди девятнадцатого века.
Затем, у нас проходило занятие, где мы выбирали приглянувшееся нам общественное пространство, смотрели как оно работает, как люди взаимодействуют с ним, а также размышляли, насколько это пространство приспособлено для комфортного времяпрепровождения: уровень озеленения, количество скамеек, наличие уголков в тени и т. д. После этого обсуждали наши исследования.
Вообще, почти каждое наше занятие превращалось в дискуссию – все были максимально вовлечены в процесс познания городов и активно предлагали идеи по их усовершенствованию (думаю, теперь нам можно в мэрию).
В одну из суббот наше занятие превратилось, по сути, в воспроизведение исследования «балета улиц» по Джейн Джейкобс. Четыре часа мы смотрели на типажи людей, проходящих мимо нас, оценивали их примерный возраст, а также считали их количество. После этого мы также обсуждали эти данные и, я лично, сделал много для себя интересных выводов.
Затем у нас была лекция – узнали, что означает страшное словосочетание «вернакулярный район», поговорили про ментальную картографию. После, обсуждали мобильности в городе, ну а потом настал долгожданный дрейф. Он переносился три раза, в силу различных причин, но все же, в конце концов, состоялся. Мы ходили по нагатинскому затону и таганке с картой двух районов Парижа, которые очень по своему строению были похожи на московские районы. На следующий день мы познакомились с гисами, поработали в qgis с Балашихой и Лобней.
Новая, и, к сожалению, последняя неделя состояла из лекций. Первая – про транспортное планирование. Узнали, что современное транспортное планирование не ограничивается только транспортом, но и подразумевает под собой знание каких-то психологических основ, да и вообще просто поняли, что классно было бы поступать на программу двух дипломов ВШЭ-РУТ.
Следующая лекция была про мультисенсорность. Нам рассказывали о том, как мы воспринимаем город, какие чувства испытываем, а затем нам самим предложили походить по Мясницкой улице и попробовать записать какие, например, запахи мы почувствовали, какие звуки слышали (соболезную тому, у кого был вкус). Затем, учитывая эти данные, мы разделили Мясницкую на несколько зон. Ну, а завершающей стала лекция о праве на город.
Жаль, конечно, что занятия закончились, но они дали мне огромное количество новых знаний в области урбанистики, и я очень благодарен всем создателям и участникам столь чудесного проекта. Надеюсь, следующим летом высшая школа улиц тоже будет.
Пузанов Кирилл Александрович
Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского: доцент