Высшая школа улиц
Подошла к концу Высшая школа улиц — экспериментальный формат летней школы от студентов программы «Городское планирование» и Высшей школы урбанистики имени А. А. Высоковского НИУ ВШЭ.
В течение всего августа школьники слушали лекции по городской теории и примеряли на себя роль исследователей различных аспектов пространственного анализа, экономики и социологии города, транспортного планирования, мультисенсорного восприятия и многих других направлений городских исследований.
Александр Нененко, организатор летней школы, студент 4 курса «Городского планирования»:
Так вышло, что к формату именно летней школы команда организаторов шла довольно долго, мы обсуждали несколько вариантов, пока не сошлись на том, который в итоге и был реализован. Честно, много боялись и очень переживали чтобы темы шли гармонично и складывались бы в мозаику ключей к новому взгляду на город. Во время проведения среди участников появилась фраза «смотреть и воспринимать улицу не как улицу, а нечто большее», тут я и понял, что это и есть наша финальная задача, к которой, мы очень надеемся, мы и пришли.
Больше нашей подготовки нас вытягивали сами участники, которые иногда буквально заваливали вопросами (чему мы были безмерно рады) и максимально включались в любые нетривиальные задачи, которые мы хотели перед ними поставить. Несколько раз мы ловили себя на озарениях, отвечая на некоторые вопросы. Это буквально было исполнением времен моего олимпиадного прошлого: хочешь что-то в корне понять – объясни другому.
В последний день организаторы шутливо предложили участникам примерить академические шапочки, ведь они закончили ВШУ, пусть это пока и не Высшая школа урбанистики.
Главное, что вынес лично я: даже самые простые, но неочевидные стороны урбанистики могут открыть путь к совершенно неожиданным, но безумно интересным наблюдениям и озарениям. Я бы хотел, чтобы начатая в этом году школа стала бы ежегодной и состоялась и в следующем году.
Виталий Богомолов, 10 класс школы № 57
Деловая игра была интересна тем, что мы очень славно провели два часа, которые пролетели совершенно незаметно – много веселого, особенно классно было наблюдать за пародией на районную администрацию. Отрадно, что была возможность хотя бы на словах договориться о каком-то улучшении среды, о котором очень часто говоришь в реальности, встречая проблемы на улице, но людей вокруг это обычно не занимает, а здесь не просто можно, а нужно высказываться об этом.
Лекция про ментальные карты и вернакулярные районы – это просто огонь. Я все еще в размышлениях, куда поступать после одиннадцатого класса, после того дня количество «за» на чаше городского планирования увеличилось в несколько раз, потому что всю лекцию мне хотелось очень внимательно слушать, что-то спрашивать, а главное – улыбаться, потому что у Кирилла Александровича очень харизматичная подача. И было здорово, что в презентацию вплетены интерактивы в виде отгадывания авторов ментальных карт.
Занятию «GIS-анализ» я очень благодарен и считаю его одним из самых полезных, потому что оно в первую очередь дало возможность лучше понять, с чем на практике работают градостроители. Мне было важно разобраться, насколько возможно соединить программирование, которым я интересовался последние 3 года, с урбанистикой. Это был один из вопросов, с которым я регистрировался на школу. И в итоге я получил на него ответ, ура!
Одно из главных преимуществ всей «Высшей школы улиц» заключается в том, что взаимоотношения со всеми, кто нас пытается чему-то научить, максимально горизонтальные. Это дает эксклюзивную возможность не просто узнать что-то новое, но и услышать честные ответы на вопросы о том, каково учиться на факультете. За время дрейфа помимо интересных наблюдений на местности, где поначалу могло показаться, что найти что-то занятное очень трудно (спойлер: нет!), мне еще удалось узнать от организатора Арины Демиденко много всего про направление и ее взгляд на работу в сфере урбанистики в целом.
Дарья Носова, 10 класс школы № 827
За эти недели на «Высшей школе улиц» я не только смогла узнать много новых знаний в области урбанистики, но и нашла себе друзей! Благодаря интересным лекциям ты теряешь счет времени и полностью вовлекаешься в процесс бурного обсуждения. Отдельное спасибо квалифицированным преподавателям, которые не только объясняют сложные темы доступным и понятным языком, но и всегда готовы ответить на любой твой вопрос! Я очень рада, что смогла поучаствовать в этой летней школе.
P. S. Спасибо большое организаторам курса! Без них этого всего бы не было.
Григорий Омельчук, 10 класс школы СУНЦ МГУ
За август мы затронули множество различных интересных тем. Началось все с фланерства – мы разбились на команды и ходили около Мясницкой, пародируя денди девятнадцатого века.
Затем, у нас проходило занятие, где мы выбирали приглянувшееся нам общественное пространство, смотрели как оно работает, как люди взаимодействуют с ним, а также размышляли, насколько это пространство приспособлено для комфортного времяпрепровождения: уровень озеленения, количество скамеек, наличие уголков в тени и т. д. После этого обсуждали наши исследования.
Вообще, почти каждое наше занятие превращалось в дискуссию – все были максимально вовлечены в процесс познания городов и активно предлагали идеи по их усовершенствованию (думаю, теперь нам можно в мэрию).
В одну из суббот наше занятие превратилось, по сути, в воспроизведение исследования «балета улиц» по Джейн Джейкобс. Четыре часа мы смотрели на типажи людей, проходящих мимо нас, оценивали их примерный возраст, а также считали их количество. После этого мы также обсуждали эти данные и, я лично, сделал много для себя интересных выводов.
Затем у нас была лекция – узнали, что означает страшное словосочетание «вернакулярный район», поговорили про ментальную картографию. После, обсуждали мобильности в городе, ну а потом настал долгожданный дрейф. Он переносился три раза, в силу различных причин, но все же, в конце концов, состоялся. Мы ходили по нагатинскому затону и таганке с картой двух районов Парижа, которые очень по своему строению были похожи на московские районы. На следующий день мы познакомились с гисами, поработали в qgis с Балашихой и Лобней.
Новая, и, к сожалению, последняя неделя состояла из лекций. Первая – про транспортное планирование. Узнали, что современное транспортное планирование не ограничивается только транспортом, но и подразумевает под собой знание каких-то психологических основ, да и вообще просто поняли, что классно было бы поступать на программу двух дипломов ВШЭ-РУТ.
Следующая лекция была про мультисенсорность. Нам рассказывали о том, как мы воспринимаем город, какие чувства испытываем, а затем нам самим предложили походить по Мясницкой улице и попробовать записать какие, например, запахи мы почувствовали, какие звуки слышали (соболезную тому, у кого был вкус). Затем, учитывая эти данные, мы разделили Мясницкую на несколько зон. Ну, а завершающей стала лекция о праве на город.
Жаль, конечно, что занятия закончились, но они дали мне огромное количество новых знаний в области урбанистики, и я очень благодарен всем создателям и участникам столь чудесного проекта. Надеюсь, следующим летом высшая школа улиц тоже будет.
Пузанов Кирилл Александрович
Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского: доцент