• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет городского и регионального развития

 

Подписаться на рассылку

Команда студентов ФГРР получила специальный приз чемпионата «Развитие туристического кластера на побережье Каспийского моря»

Состоялся финал кейс-чемпионата студентов НИУ ВШЭ «Развитие туристического кластера на побережье Каспийского моря». В жюри вошли представители структур, заинтересованных в реализации студенческих проектов, в том числе Минэкономразвития России, АО «КАВКАЗ.РФ» и Ассоциации туроператоров России.

Команда студентов ФГРР получила специальный приз чемпионата «Развитие туристического кластера на побережье Каспийского моря»

Идея проведения кейс-чемпионата по данной тематике принадлежит министру экономического развития РФ Максиму Решетникову. Выступая в Высшей школе экономики, он предложил студентам разработать проекты по обновлению стратегии развития туристического кластера на побережье Каспийского моря. Этот кластер, имеющий статус особой экономической зоны и охватывающий несколько районов Республики Дагестан, был создан еще в 2010 году, чтобы сделать регион привлекательным для туристов, бизнеса и инвесторов, дать новый импульс развитию республики.

Команда студентов бакалаврской программы «Городское планирование» факультета городского и регионального развития «URBAN S» была отмечена специальным призом жюри. Мы пообщались с капитаном команды Екатериной Лысенко и попросили рассказать подробнее о проекте, который они представили на чемпионате.

Екатерина Лысенко

Ранее я участвовала в нескольких чемпионатах (например, организованных Changellenge), но они были отдалены от тематики урбанистики, как моей специальности, в которой можно применять полученные знания. Когда я узнала об этом кейсе, то поняла, что вот оно – пространственное развитие, в котором можно развернуться фантазии! Команду собрала за вечер из своих однокурсников, с которыми мы контактировали и раньше: Арина Деева, Артемий Скопин, Анна Шурупова. Так нас получилось четыре урбаниста с немного разными навыками и интересами, но, мне кажется, именно это помогло нам выдать более качественный результат.

Пять достаточно мелких вопросов, которые были опорными в кейсе мы восприняли как один крупный: придумать стратегию пространственного развития туристического кластера, которая позволила бы Дагестану увеличить туристический поток и привлекать средства в бюджет. В каком-то смысле это мастер-план – концептуальное предложение развития территорий, немного новаторское, но учитывающее имеющийся потенциал пространства, его преимущества и недостатки.

Именно из свот-анализа мы и вывели два основных предложения, которые интегрировались бы в прибрежный кластер. Особенно горжусь тем, что это получилось будто бы два отдельных трека, независимых друг от друга.

Первое и основное предложение, проработанное нами достаточно глубоко – создание многофункционального медицинского кластера. В Дагестане есть свои внутренние проблемы со здравоохранением, есть и национальный проект, направленный на решение этой проблемы: мы пользовались нормативной базой как инструментом и стремились «вписать» свое видение в эти документы чтобы выполнялась социальная роль проекта тоже. Кроме этого, нужно учитывать и другие аспекты  территории: культурные, территориальные, социальные и многие другие. Нас этому учат: комплексно изучать все предпосылки, которые могут повлиять на развитие. Основной акцент в медицине мы сделали на реабилитацию. В России рынок реабилитационного туризма практически не развит, этим никто не занимается, хотя запрос есть: это и те, кто нуждается в санаторно-курортном лечении по медицинским показаниям (в списке Минздрава таких заболеваний более 150), и спортивная реабилитация после травм, и дети с ДЦП и подобными проблемами, и люди, пережившие другие поражения, требующие восстановления, как постинфарктные состояния или постковид. Основную роль тут играет климат: Дагестан – это переход от умеренного климата к субтропикам.

Второй трек – создание мусульманского курорта. Оказалось, что для России это одновременно и проблема, и точка роста. Проблема – потому что организованных для мусульман пространств очень мало. Точка роста – потому что организовать эти пространства достаточно несложно (халяль-требования ориентированы, в основном, на закрытость пространств и гендерное разделение), а самих мусульман в России и близлежащих регионах очень много – по нашим подсчетам, более 23 миллионов.

В целом наше решение оказалось более «общим» и комплексным, чем у коллег: например, у нас не было финмодели, конкретной последовательности шагов реализации и других подобных составляющих. Мы считаем, что концептуальное решение на данный момент важнее: в регионе уже запускались проекты, которые «не зашли» и сгорели. Важно проанализировать ошибки и поэтапно дополнять и корректировать последовательность действий и комплекс мер, ведь спрогнозировать такую масштабную концепцию даже на мезоуровне без погрешности невозможно.

На этом последовательном подходе мы строили и общие этапы реализации: старались бережно относиться к ресурсам (в том числе финансовым): не предлагали сразу же строительство, а акцентировали внимание на возможности использования уже имеющейся инфраструктуры, ставили в приоритет действия из области так называемого тактического урбанизма: реконструировать и благоустроить пространство грязевых озер и минеральных вод.


Проект команды «Urban S» будет представлен Максиму Решетникову на встрече в Министерстве экономического развития РФ, которая запланирована на 12 марта.