• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Меню

Факультет городского и регионального развития

 

Подписаться на рассылку

Реальные городские кейсы, интерактивный формат, неформальное общение: как прошла Зимняя школа – 2022 для поступающих в магистратуру

18-19 февраля в Высшей школе урбанистики состоялась традиционная Зимняя школа для поступающих в магистратуру «Управление пространственным развитием городов». В этом году она прошла в онлайн-формате в рамках трех треков: «Городские исследования», «Городское планирование» и «Транспортное планирование».

Реальные городские кейсы, интерактивный формат, неформальное общение: как прошла Зимняя школа – 2022 для поступающих в магистратуру

Участниками Зимней школы стали 44 человека, которые были отобраны по результатам конкурса эссе. За два дня слушатели услышали лекции об актуальных трендах и проблемах городского развития: «Пространственная политика городов России. Планирование разрастания», «Транспортное развитие Краснодарской агломерации», «Люди в городе: о важности человеческого». Также участники изучили реальный городской кейс и узнали о том, как поступить на магистерскую программу и о том, что их ждет в процессе и по окончании обучения.

О том, как проходила Зимняя школа, о современном понимании профессии городского планировщика рассказали декан факультета городского и регионального развития Евгений Михайленко, академический руководитель программы «Управление пространственным развитием городов» Руслан Гончаров. А слушатели школы поделились своими впечатлениями. 


Евгений Михайленко

Евгений Михайленко, декан факультета городского и регионального развития

Любой городской проект – результат компромисса, диалога, а иногда и отстаивания своей точки зрения. Также работа городского специалиста связана с отстаиванием определенной точки зрения, и программа Зимней школы была направлена, среди прочего, на развитие этого навыка, наряду с умением выстраивать диалог с коллегами. 

Многие считают, что градостроительство — это строительство новых микрорайонов, а ключевой навык градостроителя — это работа с большой территорией, создание архитектурных объектов и соблюдение определенных нормативных требований. Это устаревшее понимание профессии, не соответствующее реалиям и духу времени. Сегодня, когда мы говорим о городском строительстве и развитии, в первую очередь ориентируемся на запросы людей, которые живут на этой территории. И именно качество жизни людей является ключевой целью и главной мерой успеха нашей работы.

Одна из главных задач городского планировщика — развивать уже построенный город, и этот процесс гораздо сложнее, чем строительство новых микрорайонов с нуля. Он требует широкого спектра навыков и умений: экономических, гуманитарных, управленческих. Понимая запросы рынка и общества, факультет городского и регионального развития целенаправленно готовит таких профессионалов. Наши выпускники становятся аналитиками, планировщиками, специалистами транспортного развития. Многие уходят в консалтинг, девелопмент, управление. При этом всех объединяет междисциплинарный подход, инструменты которого студенты осваивают на протяжении всего обучения, широта взглядов и понимание того, что в городе не бывает простых решений. Что немаловажно — всех их объединяет и высокая зарплата на рынке труда. 

В рамках Зимней школы мы создали условия, максимально приближенные к реальной практике городского специалиста, чтобы наши будущие студенты смогли понять не только наш подход к обучению, но и профессиональные ценности, которые мы культивируем. 

Руслан Гончаров

Руслан Гончаров, академический руководитель магистерской программы «Управление пространственным управлением городов»

У Зимней школы несколько ключевых задач. Первая — показать участникам, что в городе не бывает правильных и неправильных ответов. Важна аргументация высказываемых предложений, умение слушать друг друга и находить компромиссы. В этом году мы впервые попробовали формат дебатов и, как нам кажется, с этой задачей он справился хорошо. Вторая задача — познакомиться с нашими абитуриентами, ответить на их вопросы, предоставить им возможность пообщаться с преподавателями в неформальной обстановке. В этом году в качестве модераторов мы впервые пригласили наших студентов — надеемся, это позволило поднять открытость общения с участниками школы на новый уровень. Не стоит оставлять за скобками и образовательный компонент —  в наших лекциях и мастер-классах мы постарались показать сложность и неоднозначность происходящих в городе процессов.

Расписание Зимней школы было выстроено следующим образом: в первый день преподаватели факультета представили ряд докладов, раскрывающих разные стороны изучаемого кейса. (В этом году мы работали с проблемами разрастания российских городов на примере Краснодара.) Второй день был поделен на две части: утром участники в командах по трекам готовили аналитические материалы по существующей ситуации в Краснодаре. После обеда кросс-трековые команды готовили аргументы и представляли свои позиции на дебатах. Таким образом, за один день участники повторили основные технологические этапы подготовки условного городского проекта: начали с погружения в тему, собрали аналитику с использованием доступного инструментария, в междисциплинарных командах подготовили, представили и защитили свое предложение. 

Следует отметить высокую активность участников — нам поступило огромное количество вопросов: и по проблематике вводных лекций, и по содержанию мастер-классов. Много вопросов было на презентации программы, которую мы традиционно проводим в первый день после всех докладов – время окончания мероприятия даже пришлось заметно скорректировать, чтобы осветить все интересующие моменты.




Тимофей Кузнецов
Тимофей Кузнецов, участник Зимней школы – 2022
студент бакалавриата МГТУ им. Н.Э. Баумана, специализация «Робототехника»

Я пошел в Зимнюю школу потому, что в этом году я заканчиваю четвертый курс бакалавриат и  планирую поступать в магистратуру. Я занимаюсь аналитикой данных и методологией искусственного интеллекта в работе с разными данными. Это имеет прямое приложение в урбанистике, поскольку в городских исследованиях часто применяется искусственный интеллект. В рамках Зимней школы я хотел лучше понять, какие задачи решаются в рамках городских исследований. В частности, мы занимались количественными исследованиями в ГИС-системах. Зимняя школа помогла мне лучше понять различия между образовательными треками. Что было особенно полезно — на примере реальной задачи мы решали ежедневные проблемы, с которыми сталкиваются городские аналитики. В определенный момент слушатели разных треков перемешались, чтобы поделиться опытом со всеми остальными. Такой обмен наработками очень эффективен для построения доказательной базы. 


Ольга Матвеева
Ольга Матвеева, участница Зимней школы – 2022
к.ф.н, доцент, Томский политехнический университет

Я работаю преподавателем в Томском политехническом университете, где мы с коллегами занимаемся проблематикой умного города. Я выбрала трек «Городские исследования», поскольку моя научная работа связана с участием горожан в жизни города — в рамках исследования городской жизни мы среди прочего ищем решения для улучшения качества жизни в городе. Благодаря Зимней школе я узнала много новой информации по этой теме, которую буду применять в своей работе. Очень понравились неожиданные решения, о которых нам рассказывали на лекциях. Было полезно послушать лекцию о разрастании города, для Томска это тоже актуальная проблема. 


Тихон Глум
Тихон Глум, участник Зимней школы – 2022
студент бакалавриата Санкт-Петербургского горного университета, специализация «Экология и природопользование»

Я заинтересовался урбанистикой, когда стал заниматься экологией мегаполисов ближе к выпуску — и начав вникать в эту тему, столкнулся с тем, что многие университеты дают не применимую на практике информацию. В рамках Зимней школы нам рассказывали о реальных градостроительных кейсах. Мне понравилось, что для анализа был выбран неожиданный город, Краснодар — обычно о городском развитии говорят на примере Москвы и Санкт-Петербурга. Приятно удивил новый для меня интерактивный формат, активная работа с аудиторией, возможность поговорить на современные темы, не оторванные от реальности, неформальное общение студентов и преподавателей — все это большой  плюс.