• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет городского и регионального развития

 

Подписаться на рассылку

«Структурный, практически ориентированный, дискуссионный» — участники и руководитель о новом курсе ДПО по правовому зонированию

В конце июня завершился первый курс дополнительного профессионального образования  «Правовое зонирование: регулирование и контроль застройки в городах».  Руководитель программы Татьяна Гудзь и ее участники — Ольга Никитина, заместитель главного архитектора города Челябинска, и Виктор Коротыч, архитектор-планировщик компании MLA+ — рассказали об итогах обучения и своих впечатлениях.

Улица Цвиллинга, Челябинск

Улица Цвиллинга, Челябинск
sdelanounas.ru

Татьяна Гудзь, руководитель курса дополнительного профессионального образования «Правовое зонирование: регулирование и контроль застройки в городах», ведущий научный сотрудник ФГРР НИУ ВШЭ

Курс собрал интереснейший состав городов и участников программы: в ней приняли участие специалисты администраций и подведомственных учреждений Екатеринбурга, Казани, Уфы, Челябинска, Вологды, Саратова, Перми, а также представители проектных компаний Санкт-Петербурга. Такое широкое представительство позволило охватить в рамках курса не только общую проблематику, но и частности. Так, мы рассмотрели устройство градостроительного нормирования, взаимодействие нормативов градостроительного проектирования и градостроительных регламентов, структуру списков видов разрешенного использования в городах и их влияние на строительные изменения и ряд других вопросов.

К частным случаям, в которых проявляется управленческая специфика городов, можно отнести процедурные вопросы применения правил землепользования и застройки: как в них вносят изменения, как предоставляются разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и разрешение на условно разрешенный вид использования, как и в каком составе работает комиссия по землепользованию и застройке. Причем «как» подразумевает не алгоритм, а содержательные основания для применения этих процедур и деятельности муниципалитетов.

Ключевым моментом, как и задумывалось, стал разбор основных принципов градостроительного зонирования: принцип единства градостроительного регламента в границах территориальной зоны, принцип свободы выбора вида разрешенного использования из предусмотренных градостроительным регламентом, принцип соблюдения прав и законных интересов заинтересованных лиц при градостроительном зонировании и раскрытия содержания этих принципов.

Понимание содержания принципов позволяет конструировать механику их воплощения в нормах правил землепользования и застройки и градостроительных регламентах. Таким образом, всю концепцию правил землепользования и застройки необходимо пропускать через призму этих этих ключевых принципов правового зонирования, а все последующие изменения в правила должны соотноситься с концепцией регулирования землепользования и застройки и проверяться на соответствие им. На мой взгляд, нам удалось донести эту мысль. Однако требуется еще много работы, чтобы сформировалась проектная культура подготовки правил землепользования и застройки, чтобы в системе муниципального управления произошли качественные сдвиги в отношении сферы регулирования застройки и чтобы правовое зонирование из ведомственного документа и придатка генерального плана превратилось в акт регулирования землепользования и застройки. При этом важно по-новому взглянуть на фактическое регулирование в городе — и искать источник  проблем не в федеральном законодательстве, а в практиках подготовки правил землепользовании и застройки и практиках их применения.

Мы планируем взаимодействовать с коллегами–слушателями курса и дальше — проводить лекции, тематические дискуссии, обсуждать и совместно отрабатывать кейсы. Также возникла идея совместной работы в онлайн-командах, чтобы помочь городам в  совершенствовании регулирования застройки. Для этого у нас есть методические наработки и сложившийся формат экспертизы документов — мы уже начали такую работу в тестовом режиме с Челябинском, как продолжение курса вне программы.

Ольга Никитина, заместитель главного архитектора, администрация города Челябинска

Сейчас у нас в городе разрабатывается Генеральный план, который будет утвержден в этом году. Следующий этап — внесение изменений в правила землепользования и застройки. Мы хотели подойти к этому документу системно и начали с того, что собрали команду. В нее входят главный архитектор города Павел Крутолапов, я как его заместитель и ответственный по перспективному развитию управления архитектуры, зампредседателя Челябинской городской думы Иван Горнов и заместитель начальника экспертно-аналитического управления  Челябинской городской думы Евгений Беловолов. На курс мы пришли всей командой; во время обучения пересмотрели многие наши запросы и скорректировали цели и задачи.

Было очень полезно услышать о том, что происходит в других городах, как они решают свои проблемы, узнать мнение экспертов.  Коммуникация, обмен опытом — важная часть работы над документами градостроительного зонирования , но, к сожалению, в нашей профессиональной области ее критически мало. Курс позволил частично заполнить этот пробел. Мы поняли, что в Челябинске нам не хватает дискуссии, обсуждения с участием разных сторон и специалистов. В ближайшее время у нас запланированы более предметные консультации с авторами курса — надеемся, что это поможет нам выработать видение того, как подходить к решению наших городских проблем и задач. Они вполне конкретные, но мы признались друг другу, что не всегда знаем все механизмы решения, и это большой шаг вперед. 

В ходе курса мы начали анализ правил землепользования в части организации управления. В июле у нас запланирована серия встреч с застройщиками и проектировщиками, чтобы порефлексировать на тему действующих правил землепользования — их плюсах и минусах. Мы отдаем себе отчет в том, что при всем желании все зарегулировать к каждой территории нужен свой подход, дифференцированные требования. 

Курс  помогает по-другому посмотреть на привычные и вроде бы не подвергаемые сомнению вещи. Например, у нас завязалась дискуссия о парковочном пространстве. Тезис о том, что обеспечение парковками не является обязанностью города, что есть вещи, которые необходимо делать, а есть те, которые нужно только регулировать, был неожиданностью. 

В будущем нашей команде были бы полезно перейти в практическую плоскость. Мы хотели бы более подробно и предметно обсудить варианты параметризации — какие объемно-пространственные характеристик можно вывести в регулируемые параметры и каким образом. Кроме того, меня давно волнует тема оптимизации мониторинга и работы администрации с правилами землепользования и застройки. Мы столкнулись с тем, что качественных примеров на сегодня нет нигде.

Курс понравился своей структурностью, практической ориентированностью и дискуссионностью: при том что эксперты транслируют определенное мнение и позицию, у слушателей формируется собственное видение и понимание того, что механизмы применения этих принципов разные в каждом городе. Я бы рекомендовала курс всем работникам администраций, курирующих данную тему, всем проектировщикам, которые занимаются разработкой проектов планировки и внесением изменений в правила. Немного облегченная и сокращенная его версия будет очень полезна управленцам, связанным с земельными вопросами.

Виктор Коротыч, практикующий архитектор-планировщик, компания MLA+

Этот курс позволил соединить наши в некотором смысле разрозненные знания в понятную структуру, это его большой плюс. Другое значительное преимущество курса в том, что он был построен неформально: нам прежде всего объясняли логику, заложенную в Градостроительный кодекс и систему правового зонирования.

В компании  MLA+, где я работаю, при создании мастер-планов территорий мы находимся в постоянной коммуникации с публичной властью и девелоперами. Крупные проекты по определению долгосрочные, поэтому они требуют долгосрочных инструментов развития. Разработка регламентов — как раз такой инструмент. Однако заказчики не всегда это понимают или понимают не в полной мере, поэтому каждый раз, приступая к проекту, мы занимаемся еще и просвещением, объясняем, какие навыки нужны для формирования таких долгосрочных инструментов, почему для реализации проекта необходимо внесение изменений в правила.

Проектные работы по правовому зонированию должны выполнять люди, умеющие концептуализировать задачу и понимающие, какую  стратегическую цель и качество среды необходимо достичь с помощью правил в каждом конкретном случае. Часто к регламентам относятся как к инструменту защиты от дураков, способу приструнить застройщиков. Может, такой подход позволяет избежать грубых ошибок, но он не дает реализовать качественные вещи. Хорошо, когда у заказчика есть понятный сформулированный запрос и он открыт к диалогу и готов тратить время на поиск оптимального решения. Еще лучше, когда есть осознание что пространственная стратегия и формирование регламентов — это публичный процесс, часть городской политики, которая не делается за закрытыми дверями.

Для ведения такой работы требуются общий язык и взаимопонимание между участниками процесса. И курс, где совместно обучаются и проектировщики, и заказчики — хороший шаг вперед. Нашей компании очень важно понимать другую сторону, ход мыслей заказчика. На курсе все делились своими идеями и проблемами, задавали волнующие их вопросы, все это было очень полезным. Возможно, в какой-то момент слушатели курса поменяются местами: одни из проектировщиков уйдут в администрацию, другие из администрации — в практику, третьи будут преподавать, воспитывая новое поколение проектировщиков и заказчиков. Это постоянный процесс, и важно, чтобы все отдавали себе отчет в том, чем они занимаются.