Какова роль публичных слушаний при разработке правил землепользования и застройки? Комментарий доцента НИУ ВШЭ Марии Сафаровой
Курс познакомит слушателей с современными подходами, способами организации процесса и совершенствования регулирования землепользования и застройки; многообразием вариантов организации правового материала; методами коммуникации с заинтересованными участниками градостроительной деятельности и многими другими аспектами темы.
Среди изучаемых тем курса — «Публичные слушания и общественные обсуждения в сфере землепользования и застройки». Преподаватель курса, доцент НИУ ВШЭ, к.э.н. Мария Сафарова, рассказала нам о том, чему она уделяет основное внимание в этой теме.
Доцент ФГРР НИУ ВШЭ, к.э.н. Мария Сафарова
Моя часть курса посвящена правовому регулированию общественного участия при подготовке и утверждении документов градостроительного проектирования, в частности, Правил землепользования и застройки (ПЗЗ). Спектр возможностей, установленных законодательством относительно общественного участия в решении вопросов местного значения, достаточно широк, но только публичные слушания (общественные обсуждения) представляют собой обязательный процедурный этап в разработке и утверждении проектов документов градостроительного проектирования.
Следует напомнить, что градостроительным регламентом Правил землепользования и застройки определяется правовой режим использования земельных участков. Очевидно, что внимание к этому документу будет более пристальным, так как им затрагиваются интересы всех правообладателей недвижимости. Обсуждение проекта ПЗЗ позволит выявить и разрешить большую часть конфликтов, связанных с землепользованием и застройкой, сделать документ лучше.
Слушатели курса узнают о правовом регулировании процедурных вопросов организации и проведения публичных слушаний или общественных обсуждений, познакомятся с работой комиссии по землепользованию и застройки, уполномоченной на проведение публичных слушаний или общественных обсуждений. Обязательно рассмотрим, как формируется практика правоприменения института публичных слушаний/общественных обсуждений в российских городах, с какими проблемами сталкиваются муниципалитеты и жители, обсудим рекомендации по возможным вариантам их решения.
Сегодня я наблюдаю попытки некого перезапуска, «ребрендинга» темы общественного участия и восстановления диалога с общественностью. Это можно видеть на примере реализации программ по формированию качественной городской среды. На мой взгляд, в таком перезапуске важно не потерять смысл общественных обсуждений, их предмет в части документов градостроительного проектирования, учесть ошибки, приведшие к дискредитации института публичных слушаний/общественных обсуждений в глазах горожан.