• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет городского и регионального развития

 

Подписаться на рассылку

Итоги Зимней школы по урбанистике ФГРР 2020

Что нового узнали участники о Москве и какие проекты разработали?

Итоги Зимней школы по урбанистике ФГРР 2020

1-2 февраля 2020 в НИУ ВШЭ состоялась Зимняя школа по урбанистике для поступающих в магистратуру ФГРР. В ней приняли участие 44 студента из 12 городов России и один студент из Берлина. Самые отдалённые города, из которых участники приехали на Зимнюю школу в Москву – Хабаровск, Иркутск, Новосибирск и Омск.

Сперва участники Зимней школы узнали о поступлении и обучении на магистерских программах ВШУ «Управление пространственным развитием городов», «Транспортное планирование» и «Прототипирование городов будущего». Далее студенты разделились по двум образовательным трекам, которые они выбрали заранее: «Управление пространственным развитием городов» (далее – УПРГ) и «Прототипирование городов будущего».

Участники трека «Прототипирование городов будущего» Зимней школы ФГРР
Участники трека «Прототипирование городов будущего» Зимней школы ФГРР

Ключевой темой для участников трека «Прототипирование городов будущего» стала система распознавание лиц в городе и создание специального инструмента-прототипа. Программа включала также публичные выступления экспертов отрасли, и в тему технологий распознавания лиц смогли погрузиться не только участники школы, но и гости лектория Шухов Лаб. Подробнее читайте по ссылке.

В первый день Зимней школы участникам трека УПРГ было предложено выбрать одно из четырёх исследовательских направлений: «выявление основных пользователей территории», «экономика культурного наследия», «картографирование пространственного каркаса территории» и «интересы стейкхолдеров». В результате были сформированы четыре команды, где под руководством преподавателей и сотрудников ВШУ студенты провели полевое обследование территории в центре Москвы с использованием различной оптики и методов.

Во второй день Зимней школы участникам предстояло разработать проект реорганизации исторической усадьбы купцов Гурьевых в Потаповском переулке – в частности, определить функциональное назначение здания и целевую аудиторию проекта. Для того чтобы понять, на кого рассчитан проект, необходимо было учесть основных пользователей территории. Именно это стало задачей одной из исследовательских групп под руководством эксперта ВШУ, социолога Татьяны Шваревой.

«В первый день наша команда работала по выявлению основных пользователей территории. В ходе экспресс-интервью со студентами, местными жителями, прохожими участникам удалось собрать информацию о характере пользования пространством, маршрутах респондентов и основных точках притяжения. Это дало ребятам необходимый контекст работы с территорией, а проделанный анализ лег в основу работы второго дня».

– Татьяна Шварева, эксперт ВШУ

Темой исследования второй команды под руководством Виктории Мальцевой, руководителя проектной группы ФГРР, была экономика культурного наследия.

«Мы пытались понять, какие подходы к работе с историческим наследием у нас существуют, что влияет на выбор подхода, к чему могут привести ошибки при функциональном программировании. Выбрали 4 площадки: центр городской культуры «Правда», фудмолл «Депо», дизайн-квартал «Флакон» и бизнес-квартал «Арма». Первую площадку (ЦГК «Правда») студенты отработали совместно со мной, оставшиеся три они должны были изучить самостоятельно, предварительно разбившись на мини-группы.

Нас интересовали основные характеристики зданий и прилегающей территории, наличие статуса объекта культурного наследия (ОКН), функциональное назначение объектов. Выясняли также год редевелопмента, объем инвестиций и подход – научная реставрация, реконструкция, приспособление и т.п. Важно было понять, кто арендаторы и целевая аудитория объекта. Наконец, участники команды исследовали экономическое влияние площадки на город и оценивали баланс функций на территории. Главные методы, которыми они пользовались – поиск информации в Интернете, натурное обследование и включенное наблюдение (перекусить в «Депо» они тоже успели).

По результатам работы участники сделали презентацию и обсудили, чем подходы отличаются друг от друга, как средний чек и целевая аудитория влияют на функциональное наполнение и объем инвестиций, как объем инвестиций влияет на подход к редевелопменту. Выяснилось, что наличие статуса ОКН не всегда решает судьбу объекта».

– Виктория Мальцева, руководитель проектной группы ФГРР

«Задачей еще одной группы в первый день было изучение и картографирование пространственного каркаса территории. Участникам требовалось понять, где на территории находятся места концентрации объектов обслуживания, каковы их отличительные черты, степень заполненности объектов, каким образом между ними распределяются потоки пешеходов. Наблюдения проводились во второй половине дня в субботу – то самое время, когда центр наполнен как москвичами, так и гостями города. Этот факт, несомненно, было необходимо учитывать при дальнейшем анализе».

– Руслан Гончаров, доцент ВШУ и академический руководитель магистратуры УПРГ

Четвертая команда под руководством доцента ВШУ Кирилла Пузанова анализировала потребности стейкхолдеров исследуемого района. Для начала студентам необходимо было понять, какие группы интересантов есть на территории, после — вступить с представителями этих групп в контакт и выяснить, каким они видят развитие данной территории. Все это было необходимо, чтобы понять, как отнесутся актуальные хозяева данного пространства к появлению чего-то нового на их территории, будь то новый бизнес, социальная институция или просто новые пользователи.

«Подобные задачи для неподготовленной аудитории всегда вызов. Тем бакалаврам, кто по роду образования много общается с людьми, несколько легче, но для большинства это "крещение боем", когда тебе нужно за один вечер перебороть свой страх общения, страх разницы социальных статусов и прочие фобии и организовать встречу с кем-то важным, у кого нет времени. Но так как новое поколение меньше подвержено самоцензуре, студенты с честью выполнили задание. Школы, вузы, магазины, больницы, храмы, музеи, ТСЖ, муниципальные депутаты — никто не смог уйти от них, даже несмотря на поздний час и выходной день».

– Кирилл Пузанов, доцент и руководитель ВШУ

Главный дом с палатами купцов Гурьевых (Москва, Потаповский пер., 6 строение 1)
Главный дом с палатами купцов Гурьевых (Москва, Потаповский пер., 6 строение 1)
Источник: http://wikimapia.org/

Объектом проектной работы на Зимней школе 2020 стала историческая усадьба купцов Гурьевых по адресу: Москва, Потаповский пер. 6 стр. 1. Определив функциональное назначение территории и целевую аудиторию проекта, студенты должны были предложить пространственное решение развития объекта (включающее план и зонирование территории) и высказать гипотезы относительно эффектов реализации разработанной ими концепции.

Для этого во второй день участники Зимней школы разделились на 4 проектные команды, каждая из которых разработала и представила предложения по приспособлению – развитию предложенного для рассмотрения объекта культурного наследия, пострадавшего от пожара в декабре 2009 г. и ожидающего реставрации.

Представленные финальные проекты оценивало экспертное жюри: профессор ВШУ Олег Артемович Баевский, заместитель декана по учебной работе, доцент ФГРР Евгений Евгеньевич Плисецкий, младший научный сотрудник ВШУ Варвара Молодцова, эксперт ВШУ Ирина Карасельникова и сотрудник ФГРР Никита Косолапов.

«Предложения каждой из групп были очень осмысленными и продуманными, а у первых двух команд еще и выделялось качество подготовленных ребятами презентаций.

Первая команда предложила развивать культурно-информационные функции, ориентированные на молодежную аудиторию, вторая – реализовать экономически выверенный вариант апарт-отеля с рестораном на первом этаже. Изюминкой третьего проекта, по моему мнению, было формирование элитного жилья на верхних этажах здания, четвертого – наоборот, создание музея на цокольном и первом этажах.

Наверное, самая большая методическая сложность решения поставленной задачи – выбора оптимальной «модели» использования объекта – для ребят заключалась в необходимости, зная место размещения в городе и предмет охраны ОКН, представить себе его художественный образ после реставрации, чтобы «идентифицировать» идеального пользователя. А таким предметом – лакмусовой бумажкой решения – являлись роскошные и достаточно репрезентативные интерьеры трехэтажного особняка, расположенного в глубине тихих кварталов центра Москвы.

По мнению жюри, ни одна из команд не могла претендовать на победу в полной мере, но при этом каждая внесла вклад в потенциально возможное идеальное, по мнению жюри, решение для объекта: элитное жилье на верхнем этаже, закрытый бизнес-клуб на втором и общедоступная арт-гостиная на первом с обязательством проведения в определенное время экскурсионных маршрутов по интерьерам особняка. Однако, по совокупности представленных презентаций и результатам их обсуждения, победителями были признаны вторая и третья команды».

– Олег Артемович Баевский, профессор ВШУ, академический руководитель
бакалавриата «Городское планирование»

При этом эксперты не оставили без внимания слабые стороны проектов участников Зимней школы.

«Одна из главных ошибок – это боязнь сделать что-то экономически эффективное и эксклюзивное. На мой взгляд, даже в городской структуре должен присутствовать luxury-сегмент, и это вполне естественно и никого не ущемляет. Ребят подвел шаблон в голове, который говорит, что социальная функция для объекта – это всегда хорошо и одобряемо. В реальности же есть группа объектов, которые в силу своих характеристик не могут и не должны иметь социальных функций».

– Виктория Мальцева

Участники Зимней школы ФГРР
Участники Зимней школы ФГРР

Отзывы об участии в Зимней школе по урбанистике – 2020 прислали две участницы трека УПРГ:

«Больше всего в Зимней школе мне понравилась организация программы: у нас была возможность познакомиться с кураторами, выбрать наиболее близкое себе направление работы, увидеть комплексный подход решения городских проблем с разных сторон.

Для меня самым интересным был разбор нашего практического задания в первый вечер с куратором – это помогло сделать выводы и придумать решения для задачи, которая перед нами стояла. Я была в группе социологов, мы изучали район с точки зрения и восприятия пространства людьми. Проводили социологический анализ, в ходе которого выделили несколько групп людей. Узнавали их привычные маршруты, спрашивали, чего не хватает, какие здания и улицы любимые, вычисляли точки притяжения.

Меня искренне удивило, что у многих людей, которые специально приезжают в этот район провести свободное время, настолько ограниченные маршруты. В основном все курсируют по Чистопрудному бульвару и Мясницкой улице ввиду того, что там активно развит малый бизнес (много кафе, баров, кофеен, магазинов). Местные жители больше ценят архитектуру и атмосферу старой Москвы, сохранившейся в переулках и на небольших улочках.

Приятным сюрпризом оказался полезный мерч, спасибо!»

– Дарья Фоменко, выпускница МГУУ Правительства Москвы,
участница Зимней школы по урбанистике – 2020

«Мне понравилось, что за два дня мы пришли к какому-то реальному результату и удалось поработать в команде, с участниками с разнообразными навыками (архитекторы, экологи, географы, экономисты и т.д.). Было здорово, что в начале была дана информация по магистерским программам. Однако больше мне понравился второй день, было интереснее придумывать стратегию развития здания и близлежащих территорий. В первый день я была в группе Руслана Гончарова, и мы занимались измерением потоков людей и классификацией объектов на местности, а также сведением этого всего в статистику. Было интересно, что из информации, лежащей на поверхности, можно получить так много выводов по характеристикам территории».

– Елизавета Белокрылова, студентка 4 курса МГУ им. М.В. Ломоносова,
участница Зимней школы по урбанистике – 2020

«Зимняя школа по урбанистике является не только инструментом продвижения образовательных продуктов факультета, но и площадкой, объединяющей всех, для кого город – это не просто слово или красивая (или не очень) картинка, а объект для познания. Зимняя школа, в большей мере, нацелена не на то, чтобы дать большой объем нового знания, но поставить перед участниками сущностные вопросы об определенных аспектах и процессах городского развития, специфики их изучения. А найти ответы на все вопросы – или, по крайне мере, на их значимую часть – участники школы смогут, поступив на магистерские программы факультета».

– Евгений Плисецкий, заместитель декана по учебной работе ФГРР
 


В субботу, 11 апреля 2020 г. в 12:00 в Шухов Лаб пройдёт День открытых дверей программ магистратуры ВШУ. Регистрируйтесь и приходите!