• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет городского и регионального развития

 

Подписаться на рассылку

Байкал в геобрендинге городов: летняя экспедиция студентов в Улан-Удэ и Иркутск

Может ли чрезмерная опора на образ Байкала помешать развитию Иркутска и Улан-Удэ? С помощью геобрендингового аудита команда студентов расследовала, как самый известный природный символ России влияет на идентичность двух ключевых городов региона и не рискуют ли они потерять собственное лицо.

Байкал в геобрендинге городов: летняя экспедиция студентов в Улан-Удэ и Иркутск

Исследование городской среды, бурятский буддизм, сборка самолетов, трехдневный пеший поход по Байкальской тропе. Все это стало частью масштабного исследования студентов, которые изучили, как Улан-Удэ и Иркутск используют Байкал для создания своего уникального образа.

С 22 июля по 7 августа 2025 года, в течение 17 дней в республике Бурятии и Иркутской области проходила научно-студенческая экспедиция «Экономическая и символическая роль Байкала в Улан-Удэ и Иркутске: геобрендинговый аудит» под руководством нашего научного сотрудника и старшего преподавателя Каринэ Никогосян, и приглашенного соруководителя экспедиции Дарьи Зеленевой. Экспедиция была реализована при поддержке фонда образовательных инноваций в рамках программы «Открываем Россию заново».

Основной целью исследования стала оценка экономической и символической роли Байкала в ближайших ключевых городах Байкальского региона — Иркутске и Улан-Удэ в контексте городского геобрендинга. С ростом национального интереса к внутреннему туризму, наличию уникального природного объекта, несформированности туристской инфраструктуры и освоенности Байкальского региона острым становится вопрос изучения текущего геобрендингового состояния Иркутска и Улан-Удэ. Чрезмерная проявленность Байкала в позиционировании городов, которые физически не расположены на его побережье и исторически не обязаны своим возникновением озеру, грозит обезличиванию и обесцениванию образа городов и всё больше подталкивает лишь к транзитному посещению данных городов.

Геобрендинг
— процесс создания и продвижения уникального образа территории (города, региона, страны) с целью повышения ее привлекательности для различных целевых аудиторий, таких как туристы, инвесторы и жители. Такие концепты как территориальный брендинг, брендинг места (района, города, страны) и геобрендинг в урбанистике выступают синонимами. Впервые ввел термин «брендинг территории» (англ. place branding) Саймон Анхольт в 2002 году. Сейчас Анхольт мировой специалист, независимый политический советник по вопросам построения национального бренд-имиджа государства, национальной идентичности и репутации. По мнению Анхольта, привлечение инвестиций, развитие туризма и укрепление экономического состояния территории напрямую связано с позитивным имиджем территории (будь это внутригородской район, или отдельная страна). А одним из важных элементов конкурентной идентичности территорий он выделяет именно культуру. В российской среде одним из знаковых специалистов в области маркетинга и брендинга территорий был российский географ, экономист и урбанист Денис Визгалов. Он участвовал в создании проектов более чем для 40 городов, был автором таких научных публикаций как «Брендинг города», «Маркетинг города», «Пусть города живут».

Однако символическая роль Байкала выходит далеко за административные границы Бурятии и Иркутской области, и выступает неотъемлемым символом и России. Сегодня Улан-Удэ и Иркутск несомненно выступают «воротами» на пути к Байкалу. Оценка экономической и символической роли в существующих городских брендах позволит оценить эффективность данных брендов, и при необходимости «диверсифицировать» позирование Улан-Удэ и Иркутска с учетом историко-культурных, технических и экономических характеристик каждого из городов.

Никогосян Каринэ Сергеевна
Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского: Научный сотрудник

Геобрендинговый аудит — это исследовательская диагностика текущего состояния территории, идентичности места, конкурентных преимуществ и восприятия территории. Мы не придумываем и не разрабатываем территориальный бренд. Но чтобы оценить проявленность или отсутствие тех или иных показателей, успешность репрезентации или «наигранность» нам нужно понимать особенности экономико-географического положения и культурно-исторические и экономический ресурсы места. По факту мы используем одни и те же данные, но с разным подходом и итоговым результатом. Результаты геобрендингового аудита можно использовать как для доработки или обновления существующего бренда, так и для разработки нового бренда (если ранее отсутствовал бренд или был неудачный). Тем самым наше исследование становится более гибким и исследовательски независимым от внешних интересантов. Этот методологический прием — авторская разработка руководителей данной экспедиции.

Отбор на экспедицию проходил в марте в системе SmartPro. Было подано больше 50 заявок от студентов разных курсов и факультетов. Помимо стандартного портфолио (CV, мотивационное письмо), каждый из конкурсантов подготовил исследовательское эссе на одну из тем:

  • Зарубежные города у уникальных природных аттракций: особенности взаимодействия
  • Включенность природной аттракции в образ зарубежного города/бренд города 

Успешно прошли отбор пять студентов бакалавриата ОП «Городское планирование»: Виктория Ермакова (5 курс), Вадим Гилязов (4 курс), Амир Реза Бахреман (3 курс), Анна Кутепова и Максим Тимченко (2 курс); студент ОП «Мировая экономика» Софья Киселева (4 курс), студент ОП «Право» Никита Романов (3 курс, майнор «Урбанистика»), студент ОП «Социология» Марина Балабина (2 курс), студент ОП «Управление цепями поставок и бизнес-аналитика» Анна Гелашвили (2 курс, майнор «Урбанистика») и студент ОП «Международные отношения» Аркадий Цветков (2 курс, майнор «Урбанистика»). В рамках договоренности с руководителями экспедиции было одобрено участие без финансового покрытия студентов магистратуры ОП «Управление пространственным развитием городов» Екатерины Цариковой-Куликовой (1 курс), ОП «Рекреационной географии и туризма» МГУ имени М.В. Ломоносова Арсэна Никогосяна (1 курс).

Виктория Ермакова
студентка 5 курса ОП «Городское планирование»

Я была безумно рада получить письмо о том, что я прошла отбор в экспедицию! Ожидала, что для меня данный проект станет символичной завершающей точкой обучения в бакалавриате ФГГР, но точно не заключительной поездкой в исследовательских целях. Конечно, как городскому исследователю мне хотелось погрузиться в архитектурный, культурный и социальные контексты городов. Особенно меня привлекал Улан-Удэ, ведь он казался очень ярким и необычным за счет дацанов, ярко выраженного рельефа, различных элементов репрезентации его бурятской идентичности. Однако также я с нетерпением ждала знакомство с другими участниками экспедиции, с экспертами из локальных сообществ Иркутска и Улан-Удэ и встречу с летним Байкалом!

Софья Киселева
студентка 4 курса ОП «Мировая экономика»

Когда я получила письмо, что меня берут в экспедицию, я очень обрадовалась и еще раз перечитав программу, решила, что мне точно нужно ехать! Я подумала, что получу много классных впечатлений и познакомлюсь с новыми интересными людьми. Все так и получилось!

Подготовительный этап экспедиции, осуществлявшийся с середины апреля по июнь, был посвящен комплексному сбору и анализу материалов по изучаемым городам. В этот период студенты принимали участие в серии экспертных встреч, организованных для углубления понимания регионального контекста.

С методологической и содержательной основой исследования участников ознакомили ведущие специалисты. Экономико-географический обзор Байкальского региона представила к.г.н., доцент кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Галина Ивановна Гладкевич. Лекцию, освещающую особенности Байкала как уникального физико-географического объекта, его водосборного бассейна и ключевых речных систем — Ангары и Селенги, провел к.г.н., доцент кафедры гидрологии суши географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Алексей Григорьевич Косицкий.

Отдельная встреча была посвящена обсуждению актуальных мастер-планов исторического центра и агломерации Улан-Удэ. С презентацией и комментариями выступили непосредственные разработчики документов — сотрудники бюро «Новая Земля» Иван Курячий, Кристина Емельянова и Ирина Симакова.

Анна Гелашвили
студентка 2 курса ОП «Управление цепями поставок и бизнес-аналитика» (майнор «Урбанистика»)

Подготовительный этап был достаточно насыщенный: командная работа над докладами и встречи с экспертами позволили максимально глубоко погрузиться в контекст региона. Наибольшее впечатление произвела презентация от бюро «Новая Земля». Они представили разработанный ими мастер-планы Улан-Удэ, где удалось достичь баланса между функциональными пространственными решениями и сохранением бурятской идентичности. В итоге, к началу полевого этапа экспедиции я дополнила свои знания о городских исследованиях с майнора «Урбанистика», приняла во внимание, что крайне важно учитывать историю региона, природные особенности и локальный социальный контекст.

Во время экспедиционной части исследования работа была выстроена в нескольких форматах: средовой анализ городской среды центральных частей Улан-Удэ и Иркутска, экспертные встречи, посещение знаковых объектов каждых из городов. Первичную обработку полевых материалов студенты проводили во время экспедиции, и уже на вечерних или утренних собраниях обсуждали не только свои наблюдениях, но и первичные гипотезы по проявленности тех или иных индикаторов.

Екатерина Царикова-Куликова
студентка магистерской программы «Управление пространственным развитием городов»

Полевые исследования в Улан-Удэ и Иркутске меня впечатлили возможностью открытий на неизведанных территориях (за каждым поворотом оказывается что-то удивительное, хоть и обыденное) и систематизированностью сбора данных (с помощью телефона, что упрощает постобработку).

Улан-Удэ запомнился больше благодаря своей отличительной идентичности: город не похож на типичные российские, ощущается влияние азиатских стран, сочетание разных конфессий и особый местный колорит. Люди живут так, как им хочется, и именно это создает неповторимую атмосферу, частью которой ты и становишься.

Никита Романов
студент 3 курса ОП «Право» (майнор «Урбанистика»)

Найти посреди Улан-Удэ стильное культурное пространство «Хэб-Хаб» стало самой приятной неожиданностью за всю экспедицию — мимо такого яркого фасада было сложно пройти мимо. Во время нашего визита, нам рассказали о проекте «САЙНУУ!» — совместной инициативе Хэб-Хаба с городской администрацией. На основе бурятского фольклора и рассказов горожан, мастера создают запоминающиеся образы, что делает Улан-Удэ интересным для изучения не только туристу, но и местному жителю. Очень круто, что в Бурятии есть место, объединяющее талантливых современных художников и дизайнеров!

В обоих городах, Улан-Удэ и Иркутске, участники экспедиции были гостеприимно приняты представителями городских администраций. Значительный вклад в организацию взаимодействия внес Зорикто Баирович Дугаржапов, благодаря которому состоялась расширенная встреча с ключевыми специалистами Комитета экономического развития и туризма администрации города Улан-Удэ. В беседе приняли участие председатель Комитета Владислав Матвеевич Жербанов, его заместитель — начальник отдела развития туризма Аржан Баирович Малацагаев, а также Валентин Анатольевич Атанов, заместитель председателя по градостроительной политике, выступивший в роли архитектора-эксперта.

Во второй половине дня Владислав Матвеевич и Аржан Баирович лично провели двухчасовую интервью-прогулку по центральной части Улан-Удэ с осмотром исторических мест и объектов перспективного развития. Этот формат «погружения в среду» позволил не только осмотреть исторические достопримечательности, но и в режиме реального времени обсудить перспективные площадки для городского развития, получив комментарии непосредственно от ответственных руководителей.

Марина Балабина
студентка 2 курса ОП «Социология»

Встреча с администрацией Улан-Удэ, а именно с представителями комитета по экономическому развитию и туризму Владиславом Матвеевичем и Аржоном Баировичем, показалась мне очень продуктивной. Отличилась она открытостью диалога: чиновники не скрывали существующих проблем и подробно ответили на все вопросы, показав свою реальную вовлеченность. Помимо этого они провели нам очень интересную экскурсию по городу, которая позволила наглядно связать обсуждаемые планы развития с реальным городским пространством, что стало крайне ценным опытом для нашей экспедиции.

В Иркутске экспертная встреча с экспедиционной командой была организована при содействии Анны Сергеевны Мащенко, заместителя начальника сектора туризма. По ее инициативе формат общения был выстроен как круглый стол, что позволило провести многостороннюю дискуссию с участием ключевых экспертов. Для диалога с исследовательской группой были приглашены представители различных направлений работы Комитета по экономике и стратегическому планированию среди которых были: Елизавета Юрьевна Евстафьева, начальник управления экономического анализа и развития, Анжелика Юрьевна Москаленко, начальник отдела инвестиционной деятельности и туризма, а также Руслан Анатольевич Хотулев, председатель Иркутской организации Союза архитекторов России, чье участие обеспечило профессиональный взгляд на вопросы градостроительного развития.

Для глубокого погружения в бурятскую культуру и знакомства с духовными традициями буддизма в России обязательным пунктом программы совместного посещения стал Иволгинский дацан «Хамбын Хүрээ». Несмотря на то, что дацан расположен за пределами городской черты Улан-Удэ, он, безусловно, выступает одним из знаковых символов и духовной жемчужиной не только столицы Бурятии, но и всей России. 

Для участников экспедиции посещение дацана стало уникальной возможностью на практике соприкоснуться с живой религиозной традицией. Комплекс впечатляет своим архитектурным ансамблем, где каждый храм (дуган) и элемент декора наполнены глубоким сакральным смыслом.

Важным аспектом экскурсии стало знакомство с феноменом нетленного тела Пандито Хамбо-ламы XII, Даши-Доржо Итигэлова, которое является одной из величайших святынь буддийского мира и объектом научных исследований. Этот феномен наглядно иллюстрирует глубину буддийских практик и служит мощным стимулом для междисциплинарного диалога между религией и наукой, что особенно значимо для университетского сообщества.

Ссылка на пост туристско-информационного центра

Анна Кутепова
студентка 3 курса ОП «Городское планирование»

Больше всего в посещении Иволгинского дацана меня приятно поразила открытость буддизма к людям всех конфессий и общий невероятно добрый настрой, который неоднократно подчеркивался в ходе экскурсии. Я твердо убедилась в том, что каждый может найти что-то свое в этой древней религии. Однако меня удивило, что для того, чтобы по-настоящему познать буддизм, необходимо учиться от 5 до 8 лет в университете «Даши Чойнхорлин». Хотя, наверное, это образование — лишь первая ступень в погружении в буддизм, которому люди посвящают всю свою жизнь.

В Иркутске фокус исследовательского интереса был сознательно смещён в сторону не-туристических, но знаковых для городской идентичности объектов, имеющих ключевое экономическое и технологическое значение. Для комплексного понимания образа современного Иркутска как крупного промышленного и научного центра были выбраны два флагмана: Иркутская ГЭС и Иркутский авиационный завод, чья история и современная деятельность неразрывно связаны с жизнью города.

Что касается Иркутской ГЭС, то её посещение позволило участникам экспедиции наглядно оценить масштаб советского индустриального проекта, заложившего основу энергетической безопасности всего Восточно-Сибирского региона. Студенты смогли увидеть первенца ангарского каскада ГЭС, сооружение которого в 1950-е годы привело к созданию Иркутского водохранилища и необратимо изменило ландшафт и экологию Прибайкалья.

Большой удачей для участников экспедиции стала возможность не только увидеть сооружение снаружи, но и посетить машинный зал, сердце электростанции. Сама атмосфера — гул турбин и вид гигантских механизмов — позволили студентам изнутри оценить мощь и исполинские масштабы инфраструктурного объекта, который обычно скрыт от глаз обывателя.

Вадим Гилязов
студент 4 курса ОП «Городское планирование»

Ощущение крайне необычное — находиться внутри дамбы и буквально ниже уровня водохранилища, что само по себе уже стоит посещения этого места! Особенно впечатляет тот факт, что для этой ГЭС водохранилищем служит вся акватория Байкала, выделяя объект среди других гидроэнергетических сооружений. Пребывание на объекте открывает глаза на повседневные задачи по обслуживанию и механику работы объекта. Кажется, такие экскурсии заслуживают более яркого отражения в туристическом образе города, причем, не только с целью индивидуального просвещения экскурсантов, но и с целью развития промышленного туризма вообще, поскольку наличие ГЭС в Иркутске — это потенциал, который еще предстоит раскрыть.

Посещение Иркутского авиационного завода (ИАЗ) позволило глубже понять технологический суверенитет и промышленный потенциал не только Иркутска, а региона в целом. Сотрудники подготовили большую программу, которая включала несколько этапов. Сначала группа посетила экспозицию корпоративного музея , где студенты смогли проследить богатую историю завода-гиганта — от выпуска первых истребителей до создания современных авиационных комплексов.

Особое впечатление произвела на студентов та часть экскурсии, которая проходила по действующим производственным цехам. Именно здесь, в условиях реального секретного цикла, участники экспедиции смогли воочию наблюдать процесс сборки новейших образцов авиационной техники. Студентам продемонстрировали этапы производства современных боевых самолетов семейства Су-30, а также сборку учебно-боевого Як-130.

Кульминацией визита стало знакомство с образцом российского среднемагистрального широкофюзеляжного пассажирского самолета МС-21. Этот перспективный лайнер, ориентированный на импортозамещение и планируемый к серийному производству, представляет собой яркий пример прорывных инженерных решений и символизирует будущее гражданской авиации России.

В сквере у проходной Иркутского авиационного завода памятник-самолет ЯК-28
В сквере у проходной Иркутского авиационного завода памятник-самолет ЯК-28
К.С. Никогосян

Аркадий Цветков
студент 2 курса ОП «Международные отношения» (майнор «Урбанистика»)

Безусловно, Иркутский авиационный завод навряд ли может быть туристической аттракцией. Все-таки, закрытый объект федерального значения, вокруг которого витает атмосфера секретности. При этом сам завод производит неизгладимое впечатление изнутри и потому хотелось бы, чтобы авиационная промышленность была больше представлена именно в туристическом бренде города.

Организация посещения ключевых объектов в Иркутске была обеспечена при активном содействии Информационно-туристской службы города Иркутска (ИТС). Руководитель службы, Евгения Федоровская, гостеприимно приняла участников экспедиции в главном офисе, расположенном в знаковом для города 130 квартале. 

В ходе подробной встречи Евгения представила развернутую информацию о многогранной деятельности ИТС. Особый интерес у исследовательской группы вызвал рассказ о ключевых городских проектах в сфере туризма, эволюции системы туристической навигации, а также о развитии и продвижении пешеходного маршрута «Зеленая линия». Отдельное внимание было уделено обсуждению действующего городского бренда «Счастье чистой воды», его концепции и практической реализации. Эта встреча предоставила ценный материал для понимания механизмов формирования и существующего состояния продвижения туристического имиджа современного Иркутск.

Арсэн Никогосян
студент 1 курса магистерской программы «Рекреационной географии и туризма» МГУ имени М.В. Ломоносова

За время экспедиции меня приятно воодушевила встреча с информационно-туристской службой Иркутска. Особо хочется отметить ее руководительницу Евгению Федоровскую, чье выступление продемонстрировало не только глубокое знание предмета, но и искреннюю увлеченность своим делом, что вызывает большое уважение.

Было заметно с какой профессиональной вовлеченностью сотрудники относятся к своим проектам, в частности к «Зелёной линии». Впечатлил системный подход к поддержанию инфраструктуры: они осуществляют постоянный мониторинг информационных стендов, координируя работу с городскими коммунальными службами.

Также стоит выделить высокое качество выпускаемого ими путеводителя, где традиционный формат сочетается с инновациями, такими как NFC-чипы для получения цифрового контента для слабовидящих. Само здание службы, стилизованное под старинную русскую избу, создает уникальную атмосферу. Неожиданным и практичным решением стало использование многофункционального робота-ассистента, способного предоставлять информацию на нескольких языках.

Изучение Байкала через оптику городских брендов было бы неполным, если участники исследования не познакомились бы с Байкалом напрямую. Для глубокого погружения в природный контекст Байкала участники экспедиции преодолели трехдневный пеший маршрут протяженностью 55 км вдоль Большой Байкальской тропы — от поселка Большое Голоустное до Листвянки. Проводником и экспертом на этом маршруте выступил Роман Сафонов, один из бригадиров Ассоциации «Большая Байкальская тропа», который поделился с командой не только профессиональными навыками треккинга, но и уникальными знаниями об экосистеме и рекреационном потенциале побережья.

Амир Реза Бахреман
студент 4 курса ОП «Городское планирование»

Поход по Большой Байкальской тропе произвел самые невероятные впечатления. Два дня чистого пути дают возможность окунуться в прекрасный мир природы — за это время мы прошли порядка 60 километров пешком, по пересеченной местности, ландшафт которой постоянно сменялся: от курортных видов Больших Котов до горных утес Скрипера, от сосновых чащ высотою в небо до галечных пляжей. И почти каждую секунду этого странствия перед нами раскрывался вид на Байкал. Все рассказы о его размере бессмысленны, пока не представится возможности увидеть это воочию, и только тогда понимаешь величественность этого озера: он по-настоящему походит на море, с той лишь разницей, что ты можешь различить линию его противоположного берега. Из-за этого кажется, что холмы, расположенные за ним, парят в облаках. Это действительно сказочное впечатление. От этого и удивительнее встретить на тропе местных жителей, для которых такие картины — обыденность. Маршрут от Большого Голоустного до Листвянки, которая для туристов представляет из себя настоящие испытание, для местных оказывается простой прогулкой. Но даже так, как нам довелось узнать позже, на встрече с создателями ББТ, каждый метр самой тропы — это непосильный человеческий труд десятков и сотен человек, которые всего лишь хотели, чтобы красота их родного края стала для неместных чуточку доступнее. 

В Иркутске студенты встретились с одной из основательниц Ассоциации «Большая Байкальская тропа» — Элеонорой Еремченко. На встрече была подробно освещена история создания организации, эволюция её деятельности в различные периоды, а также обсуждена специфика проектирования и поддержки экологических троп, их роль в развитии устойчивого туризма и экологического просвещения региона.

Мероприятие прошло на площадке Иркутской областной юношеской библиотеки им. И.П. Уткина, которая сама по себе выступила интересным кейсом современной городской институции. Сотрудники библиотеки не только оказали гостеприимный прием, но и представили свой опыт работы. Заместитель директора Александра Горчакова познакомила участников экспедиции с ключевыми проектами, ориентированными на молодежную аудиторию: это инициативы по сохранению культурного наследия, организация исследовательской и творческой работы, а также издательские проекты. Студентам были продемонстрированы тематические издания, включая книги и графические романы об Иркутске, а также молодежный литературно-художественный альманах «Первоцвет», что наглядно показало роль библиотеки как центра краеведческой работы и творческой коммуникации.

Дарья Зеленева
Руководитель экспедиции

Невероятно вдохновляющая встреча с людьми, которые действительно любят свой город и регион. Александра Горчакова и ее коллеги радушно приняли нас и поделились своими достижениями и грядущими планами. Благодаря их стараниям, библиотека трансформируются в настоящую точку притяжения, а которой хочется проводить больше времени, а не просто брать книги.
Проекты, которые сотрудники нам представили, требуют много энергии и энтузиазма, но они незаменимы в популяризации городской истории и формировании городского бренда. Публикация же графических романов может способствовать трансляции локальной аттракции далеко за пределы региона.

Полевой этап экспедиции «Экономическая и символическая роль Байкала в Улан-Удэ и Иркутске: геобрендинговый аудит» был насыщенным. Однако исследование еще не заканчилось. Сейчас, в начале учебного года, ребята приступают к заключительной части обработки всех собранных материалов и написанию итогового отчета. Руководители экспедиции надеются, что результаты экспедиции студенты осветят не только в отчете, но и на научно-исследовательском семинаре, куда с радостью пригласят всех экспертов и специалистов, которые принимали участие на подготовительном и полевом этапе экспедиции для совместного обсуждения результатов.


Руководители экспедиции выражают огромную благодарность всем специалистам и экспертам, которые приняли участие в подготовке и реализации данной экспедиции, а также сотрудникам студенческого городка Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова за организацию размещения экспедиционной группы в общежитие №4, Туяне Помишиной и Нине Тимофеевой, сотрудникам управления реализации программы «Открываем Россию заново», Лидии Зобовой и Анастасии Ильиной, сотрудникам факультета городского и регионального развития, Галине Петуховой, Ксении Баллук, Ярославу Бахметьеву, и сотрудникам бухгалтерии, Ларисе Пирской и Алле Боковой, которые сопровождали «невидимую» сторону экспедиционной работы.


Если Вы еще учитесь в школе и хотите попробовать свои силы в городских исследованиях, то Вы можете принять участие во Всероссийском конкурсе исследовательских и проектных работ школьников  «Высший пилотаж» по направлению «Урбанистика: городское планирование». 

Подробнее здесь