3D-моделирование объектов городской среды
Завершился факультативный курс на Ярмарке проектов «Компьютерное проектирование», в котором приняли участие 34 студента 2 курса ОП «Городское планирование». Курс в таком формате проводится уже в третий раз, хочется поделиться итогами, впечатлениями и работами студентов. Проект посвящен освоению дополнительных инструментов программ для конструирования и моделирования объектов городской среды.
Екатерина Коржавина, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского: Старший преподаватель:
Удалось подробно изучить функционал программы AutoCAD для расширения возможностей при проектировании городских территорий, построении архитектурных планов, а также познакомиться с 3D-моделированием, нанесением текстур, работой с освещением. Каждым участником был выполнен индивидуальный проект по выбранному фрагменту территории Москвы после анализа благоустройства в качестве продолжения, освоенного в 1–2 модуле курса «Компьютерной графики». Особенность этого года — дополнительное знакомство с возможностями программ SketchUp, Illustrator, Lumion, Blender, Twinmotion и др. для доработки чертежей каркасов и конструкций, для визуализации и эффектной подачи результатов 3D-моделирования. Благодаря участию в работе проекта ассистентов, студентов 3 курса Алексея Захарова и Андрея Калязина, удалось успешно реализовать возможности изучаемых программ, ИИ — для качественной визуализации, что произвело впечатление во время защит, в том числе и на приглашенных гостей, студентов Дмитрия Моисеева, 4 курс ОП «Городское планирование» и Маргариты Юдченко, 1 курс магистратуры «Управление пространственным развитием городов».
Студенты оформили результаты проектной работы — выставочные плакаты (формат А2), слайды презентаций и даже небольшое видео «путешествия» по смоделированной территории, лучшие из них будут представлены ниже:
Майя Светлова — построение в AutoCAD модели храма Иоанна Кронштадтского, располагающегося в парке Головинские пруды, доработка изображений в Illustrator, построение фрагмента территории с планировкой зданий в связке QGis + SketchUp, изящный плакат.
Анна Бурняшева — работа над моделью комплекса детских площадок в сквере у Амбулаторного пруда (район Аэропорт) в связке AutoCAD + SketchUp, реализация сложных построений, визуализация в Twinmotion.
Елизавета Герасимова — работа над моделью территории в парке Авангард в связке AutoCAD + SketchUp, удачная работа именно над территорией сквера и здания.
Тимофей Вишневский — эмоциональный рассказ о своей работе над моделью детской площадки на Коломенской набережной, плакат в единой стилистике с плакатом, выполненным в рамках курса Компьютерная графика, видеоролик в стиле немого кино, демонстрирующий процесс работ над 3D моделью в рабочем пространстве AutoCAD.
Валерия Кирдеева — удачное проектирование объектов детского игрового комплекса в районе Вешняки, внимание к деталям конструкций, стильный плакат.
Снежана Кулябцева — работа над моделью беседки сложной конфигурации в детском парке Фили в связке AutoCAD + SketchUp, настойчивость в преодолении трудностей при построениях, удачный плакат.
Анастасия Назарова — впечатляющий результат работы в AutoCAD над 3D моделью Маяка, архитектурного объекта на фестивальной площади Гольяновского парка, его объемность на плакате, необычный подбор ракурсов модели, работа с освещением, отличный плакат.
Елизавета Павлова — смелое решение взяться за моделирование сложного по конфигурации исторического здания центра Москвы.
Анастасия Белякова — удачное построение павильона велопроката в Братеевской пойме, применение ИИ для визуализации (нейросеть PromeAl).
Степан Решетников — интересный и подробнейший рассказ об этапах построения крытой зоны со скамейками в парке Радуга, необычный легкий постер.
Даниил Макаров — смелость и результативность освоения многих программных продуктов, в том числе AutoCAD, SketchUp, Lumion, построение модели памятника Св. Федорову с использованием нейросети Krea, визуализация и видеоролик «путешествия» по территории, прилегающей к площади, интересный рассказ!
Отзывы ассистентов и гостей защиты проектов:
Маргарита Юдченко, 1 курс магистратуры «Управление пространственным развитием городов» (трек «транспортное планирование»), Центр транспортного моделирования (НИУ ВШЭ):
Защита работ оставила приятное впечатление! Видно, что студенты подошли к задаче с энтузиазмом, пробовали новые инструменты и стремились выйти за рамки базовых решений. Особенно радует разнообразие использованных программ: SketchUp, Lumion, Blender. Заметно, что участники не просто выполняли задание, а искали нестандартные пути — комбинация различных программ особенно выделялась на фоне традиционных решений. Такой подход не только расширяет профессиональные горизонты, но и формирует важные навыки для будущей работы в индустрии.
Отдельно стоит отметить, что многие не ограничились стандартным моделированием, а добавили элементы визуализации и даже анимации. Студенты грамотно структурировали выступление по этапам своей работы, объясняли логику выбора инструментов и приемов построений.
Советы студентам следующего курса:
— глубже изучать возможности программ
— уделять внимание деталям
— доводить модели до реалистичности
— экспериментировать с оптимизацией: если проект сложный, важно учитывать производительность и совместимость форматов между программами.
Представленные работы демонстрируют высокий потенциал студентов. Системное развитие приобретенных навыков и дальнейшее углубление в технологии 3D-моделирования откроет перед студентами новые перспективы в области цифрового проектирования городской среды.
Дмитрий Моисеев (4 курс, БГП212), ассистент, «Компьютерная графика» 2023/24:
Работы по 3D моделированию объектов и визуализации городской среды, как всегда, поражают масштабом, проработкой, подачей. Радует, что ребятам удается найти силы, время и идеи, чтобы даже самый простой на первый взгляд объект подать как нечто уникальное на изучаемой территории. Особенно хочу отметить уникальную логику мышления, которую демонстрировали студенты в каждой работе. Уверен ребята сумеют применить полученные знания, и навыки на будущих курсах и в профессиональной деятельности, сохранив огонь в глазах и желание креативно подходить к решению задач.
Алексей Захаров (3 курс, БГП222), ассистент на Ярмарке проектов, «Компьютерное проектирование»:
Впечатления от защиты только положительные. Студенты выбирали очень интересные и сложные объекты, и все чаще старались встроить их в контекст территории, что особенно важно, учитывая наше направление обучения. Кроме того, многие использовали дополнительные программы (SketchUp, Lumion Pro, Illustrator), которые позволили довести работы до высокого уровня. Хочу пожелать ребятам не останавливаться на достигнутом, продолжать практиковаться и осваивать программы, в них еще есть много интересного!
Андрей Калязин (3 курс, БГП222), ассистент на Ярмарке проектов, «Компьютерное проектирование»:
В целом, могу сказать, что факультативный курс на Ярмарке проектов состоялся, студенты успешно освоили дополнительные функции AutoCAD, начали работать в 3D, а также, что на мой взгляд очень важно, вспомнили работу в InDesign. Посоветовал бы студентам время от времени освежать в памяти, чем занимались на курсе Компьютерной графики, как пользоваться Автокадом, какие-то правила верстки, работы с плакатами и презентациями, так или иначе в профессиональной карьере это многим может понадобиться. Хотел бы отметить работу Лущика Тимофея — очень педантично и вымерено, качественно поработал, не забыл при подаче все то, что было изучено ранее. Основной совет — стараться почувствовать золотую середину, лучше сделать не так много, но качественно.
Отзывы участников проекта:
Даниил Макаров, БГП 232:
Материал, как и сам факультатив, оказался очень насыщенным: здесь было множество новых методов работы, инструментов и пространства для творчества — работа в трехмерном пространстве требует особых навыков, однако она жизненно необходима, поскольку без нее не обходится ни один крупный проект. Всем будущим студентам-второкурсникам я хочу пожелать не сомневаться в том, стоит ли идти на факультатив. Обязательно идите! Нагрузка не столь велика, а польза — огромна.
Тимофей Вишневский, БГП 234:
Мне курс очень понравился, мы за короткий промежуток времени смогли посмотреть действительно интересные и важные инструменты проектирования. Это мне показалось полезным для качественного оформления проектов и, в дальнейшем, размещения их в своем портфолио. Самое главное, что мне дало участие в проекте — это свободу для творчества, возможность изучить и исследовать новые пути развития в уже знакомых программах. Также интересным показался процесс создания 3D-моделей — как некоторая логическая задача со множеством способов ее решения: как и каким инструментом построить тот или иной элемент конструкции. Было очень приятно находиться в компании таких же целеустремленных однокурсников и ассистентов, с которыми можно было проконсультироваться и узнать что-то новое.
Степан Решетников, БГП233:
Факультатив «Компьютерное проектирование» послужил последовательным продолжением курса по «Компьютерной графике» и познакомил нас с инструментами 3D-моделирования в AutoCAD, продвинутыми возможностями программы по компоновке и представлению итоговых чертежей проектных работ, созданию и использованию динамических блоков. Хочется выразить огромную благодарность преподавателю, главному вдохновителю данного факультатива и его создателю! За два месяца нашей совместной работы получилось узнать об интересных способах построения сложных моделей и расширить программное обеспечение на своём ноутбуке, которое безусловно очень пригодится в будущем и станет крепким фундаментом для работы с крупными проектами и участия в конкурсах!
Елизавета Герасимова, БГП233:
В рамках работы над проектом удалось подробно изучить дополнительные инструменты AutoCAD, благодаря которым теперь можно строить 3D объекты и визуализировать территорию. Я также освоила программу SketchUp, что позволило более реалистично отобразить исследуемое пространство. Мне очень понравилось работать не только с отдельными МАФами, но и с фрагментом территории сквера, это дало мне возможность попрактиковаться в том, чем я хочу заниматься в будущем.
Майя Светлова, БГП 232:
Факультатив по 3D моделированию является логичным продолжением курса «Компьютерная графика». Он не менее насыщенный, чем основной курс, но еще более интересный. Данный проект — возможность совместить полученные за несколько лет обучения знания: QGIS, AutoCAD, SketchUp, InDesign, Illustrator, все это необходимый набор инструментов для дальнейшей продуктивной работы. Будущим второкурсникам хочу пожелать решимости: не сомневайтесь, идти ли на факультатив — полученные знания бесценны, они сэкономят многие и многие часы самостоятельного изучения в будущем!
Коржавина Екатерина Рафаиловна
Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского: Старший преподаватель
Юдченко Маргарита Юрьевна
Центр транспортного моделирования: Эксперт