• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Диана Кодзокова о контексте и исследованиях

Новое интервью с младшим научным сотрудником UME Lab уже доступно к прочтению. Сегодня мы поговорили с Дианой Кодзоковой, которая рассказала нам о важности менеджерских качеств в ее исследовательском пути, о своих первых экспериментальных городских исследованиях и о целях научно-учебной лаборатории. Подробнее читайте в материале.

Младший научный сотрудник лаборатории Диана Кодзокова

Младший научный сотрудник лаборатории Диана Кодзокова
Из архивов Дианы Кодзоковой

О растерянности и большой удаче

В архитектурной магистратуре я рассматривала разные форматы социального жилья в мире, в России. Мне было интересно, как может выглядеть и быть организованным современное социальное жилье в наше стране. Столкнувшись с этой проблемой, я поняла, что многое зависит от различных документов, политических программ и решений, от многих факторов помимо тех, о которых нам рассказывали во время обучения. Нам говорили, что все взаимосвязано, но мы проектируем здание, а остальное нас мало волнует. Мне очень не хватало контекста.  

Я поняла, что хочу больше знать о том, что происходит вокруг объектов проектирования. Дальше магистратура закончилась, и я осознала, что не знаю, куда мне идти работать, потому что с новыми амбициями потерялась определенность карьерного пути. Абсолютно случайно я нашла вакансию в Высшей школе урбанистики менеджера неформальной лаборатории полевых исследований города. Я подумала, что управленческие навыки у меня есть, и решила попробовать. Пришла, прошла собеседование и меня взяли. Только тогда я поняла, что это идеальное место, чтобы найти ответы на все мои вопросы. Так начался и мой исследовательский путь. Мне попались удивительные коллеги, с которыми я стала проникать в атмосферу, общаться, слушать, читать новую для себя литературу. Благодаря им, их знаниям и помощи я сейчас здесь. 

 

Страх в городе

В какой-то момент, когда я еще не была инициатором собственных исследований, мой коллега Александр Стрепетов предложил сделать проект, направленный на понимание того, как жители оценивают свою безопасности в городе. Пока мы разбирались в этой теме, стало ясно, что история про страх и безопасность – гендерная. Она богаче раскрывается в том, как себя ощущают в городском пространстве женщины и какие в связи с этим у них возникают стратегические и тактические практики в повседневной жизни.

История про страх и безопасность – гендерная

У нас была идея, посмотреть режимы в разных городских местах – зафиксировать, насколько меняется в зависимости от времени суток нахождение в нем различных категорий горожан. По первым прикидкам мы поняли, что женщин, которые гуляют одни, вечером становится значительно меньше. Их начинают сопровождать либо мужчины, либо компании, либо собаки.

Затем мы обращались к респондентам разных категорий, с вопросами о том, как они пользуются пространством, возникают ли категории «страх» и «безопасность» в описании мест и насколько это влияет на появления связанных с этими категориями практик пользования пространством. Почти все женщины всегда держат в голове, что им нужно построить маршрут таким образом, чтобы быть в максимальной безопасности. У них появляются разнообразные тактические шаги, например, позвонить своему молодому человеку, чтобы он встретил, или взять ключи таким образом, чтобы быть готовой оборонятся, или изобразить разговор по телефону. Иногда это медитативные практики – девушки представляли, что они находятся в безопасном пространстве, таким образом себя защищая. Очень многие говорили, что они обходят шумные компании, особенно вечером. Девушки часто оценивают одиноко идущего мужчину, как опасного человека, и дальше придумывают стратегию поведения. Зачастую вызывают напряжение темные, неосвещенные, безлюдные места. Интересно, что наши респонденты мужского пола не имели тех паттернов поведения или идей о пространствах в городе, которые были у женщин.

Что удивительно, паттерны проявляются у девушек и женщин разного социального статуса. Правда, если мы разделяем категории на ниже среднего, среднего и выше среднего, то у ниже среднего мы встречаем наименьшую тревогу относительно окружающего пространства. У них проявлялось меньшее количество защитных практик и оценок пространства в категории опасного. А у условных среднего и выше среднего классов очень схожие паттерны, несмотря на наличие машины или ее отсутствие, например. Пешеход ты или автомобилист, восприятие пространства примерно одинаковое, но способы решения находятся разные.

Пешеход ты или автомобилист, восприятие пространства примерно одинаковое

Когда мы уже очень плотно работали с нашей темой, проводили интервью, мы познакомились с Яной Багиной, которая теперь наша коллега по факультету. Она делала очень похожее исследование, со схожими результатами. Мы работали почти параллельно, но у Яны это была магистерская работа, которую она доделала и опубликовала (Багина, Я. А. (2019). Страх и тревога как часть женских пространственных историй в городе. Интеракция. Интервью. Интерпретация, 11(17), 46-60. https://doi.org/10.19181/inter.2019.17.3).

 

Об экспериментальном айтрекерном исследовании

Проект айтрекерного исследования был инициирован совместно с Центром нейроэкономики и когнитивных исследований. Василий Ключарев, директор центра, пригласил наш факультет к сотрудничеству и мы с Каринэ Никогосян (интервью с ней вы можете прочитать тут) первые отозвались на его предложение, потому что обе так или иначе интересуемся вопросами восприятия городской среды. При этом наша команда постоянно пополнялась студентами и коллегами разных направлений в том числе Павлом Сивохиным, Александром Стрепетовым, Павлом Акимовым и другими, и они помогали нам на разных этапах подготовки и проведения исследования.

У нас было очень много разных идей относительно того, какое исследование мы могли бы сделать с помощью айтрекера, так как нам предложили именно этот инструмент. Мы познакомились с большим количеством исследований и нашли всего несколько с фокусом на город. Тематически их можно разделить на исследования о разнице восприятия ландшафтов (например, профессионалами и непрофессионалами), о восприятии фасадов зданий и о навигации пешеходов, велосипедистов, автомобилистов в пространстве города. Так как в нашей команде была специалист по ландшафтной архитектуре Надежда Керимова, то мы решили остановиться на изучении ландшафтных особенностей пространств. 

Дальше мы долго думали над тем, какие это пространства могли бы быть и пришли к идее, что идеально было бы выбрать ограниченные по территории места, которые  массово представлены в городе, посмотреть отношение к ним групп горожан с разным бэкграундом и выявить влияния этого восприятия. Так мы пришли к дворовым пространствам и к их конфигурациям.

Большинство айтрекерных исследований направлены на изучение того, как человек смотрит, как отличаются паттерны взгляда. В этих подходах исследователям обычно не так важно анализировать причины того или иного паттерна в зависимости от когнитивных процессов. А нам, все-таки, было важно понять, почему человек предпочитает тот или иной двор и уже во вторую очередь то, как это конвертируется в поведение его взгляда. Поэтому мы решили, что каждый из дворов будет оценен респондентами по шкале привлекательности, а после проведения айтрекерного эксперимента, мы проведем небольшое анкетирование с открытыми вопросами для раскрытия тех самых причин.

Исследователям обычно не так важно анализировать причины того или иного паттерна в зависимости от когнитивных процессов. А нам, все-таки, было важно понять, почему человек предпочитает тот или иной двор

Суть в том, что каждый двор имеет у себя в основе некоторые элементы. Мы взяли в основу три из них: парковки, детские площадки и зеленые зоны. Дальше нам нужно было построить эксперимент таким образом, чтобы он был верифицируемым. Во-первых, нам нужны были такие картинки, которые не наталкивали бы респондента на определенные выводы, во-вторых, чтобы они отличались друг от друга, дабы оценить, чем отличается взгляд смотрящего на разные картинки, в зависимости от чего и много других мелких деталей. Мы задавали легенду, что человек выбирает квартиру для аренды жилья. Район идеальный, квартира идеальная, но посмотрите на вид из окна. Дальше мы пытались понять какую роль играет в выборе жилья для съема дворовые территории и как происходит их оценка. Оценку мы выявляли из шкалы привлекательности и из анкеты.

Пример стимульного материала эксперимента: рендер двора с тремя зонами
Из архивов Дианы Кодзоковой

Мы набирали несколько групп респондентов так, чтобы потом можно было сравнить их паттерны взглядов и оценки дворов. Также у нас была нулевая группа, которой не задавался никакой вопрос или просьба – просто показывались картинки. Дальше мы выясняли, что абсолютно все взгляды людей, которым задавалось задание, отличались от нулевой группы, то есть наш эксперимент и вправду имеет право существовать. 

У наших трех зон есть свои категории пользователей. Мы предполагали, что владельцы автомобиля будут выбирают те дворы, в которых есть парковка. При этом люди без машины, будут игнорировать факт наличия парковочных мест. Люди с детьми и без машины будут более негативно относится к парковкам, при этом они будут больше внимания уделять детским площадкам и зеленым зонам. Эти предположения в большинстве своем подтвердились через анкету и давали значимые различия в паттернах взгляда.

В оценке двора все обращали внимание на то, в какой конфигурации находятся эти зоны друг с другом. Если детская площадка граничит напрямую с парковкой, то это не нравилось почти всем и на этой зоне мы замечали большое количество фиксаций. То есть нужна была буферная зона – зеленая, которая являлась бы разграничением – такие комментарии мы получали в анкете. 

В нашем мини-рейтинге двор, в котором вообще не было зеленой зоны, занял последнее место по привлекательности, при этом двор, у которого была только зеленая зона и детская площадка оказался самым привлекательным, что довольно очевидно, но все равно возникал вопрос о парковке для машин. Некоторые также, отмечали, что им не очень нравится близость детской площадки к окнам из-за предполагаемого шума, но тут нужно проверить, что говорили люди с детьми, потому что опыт говорит, что родителям часто выгодно, когда детская площадка находится близко к окну, так как они могут контролировать своих детей, не выходя из дома.

Двор, у которого была только зеленая зона и детская площадка оказался самым привлекательным, но все равно возникал вопрос о парковке для машин

Позднее мы выпустим статью, где каждый сможет более подробно почитать об этом исследовании и его результатах.  

 

Немного о научно-учебной лаборатории

Наша лаборатория возникла ровно так, как рассказала Каринэ Никогосян в своем интервью – «встретились как-то архитектор, философ и географ и решили создать лабораторию». Правда, еще до лаборатории, у нас образовалась инициативная группа из нас троих (Диана Кодзокова, Каринэ Никогосян и Ксения Майорова прим. ред.). Первое, что мы сделали в таком составе – отправились с экспедицией во Владивосток, которую нам неожиданно одобрили. Почему неожиданно? Потому что в тот год нашему небольшому на тот момент факультету в принципе нельзя было претендовать на экспедиционные гранты внутри Вышки. Нас не было в рекомендованном списке.

Мы подали заявления без особой надежды и энтузиазма, долго думая, какое исследование объединило бы нас троих. Мы пришли к идее буквально накануне отправки заявки, написали, отправили и выиграли. После удачного опыта совместной работы, появилось большое желание сделать что-то общее, объединить наши сложно сочетающиеся интересы во что-то одно, так почему не учредить научно-учебную лабораторию. Именно так философ, географ и архитектор, которые интересуются восприятием города и городского пространства, объединились и придумали, что все можно поместить в рамку мультисенсорности.

Именно так философ, географ и архитектор, которые имеют интерес к восприятию города и городского пространства, объединились и придумали, что все можно поместить в рамку мультисенсорности

В российской науке исследований и описаний подхода к изучению города с точки зрения того, что индивиды обладают не только восприятием через зрение, но и через другие сенсоры чувственного восприятия, почти нет. Поэтому в первую очередь мы собирались разобраться в этой теме и описать мультисенсорность. Наша амбициозная задача – создать язык описания города с точки зрения мультисенсорного подхода. Под эту историю мы и начинали поиск литературы, запуск ридинг-семинаров и множество обсуждений того, что есть мультисенсорность и где проходят ее границы.

Вторая задача – посмотреть на способы изучения мультисенсорности. Мы постулируем, что мультисенсорность есть, а дальше нужно понять, что нам это дает. Какой новый взгляд на город? С помощью каких инструментов мы можем понять город? Чтобы это понять, необходимо проводить исследования, позволяющие эмпирически осознать, как работает наше восприятие, когда мы отправляем себя в поле.

Следующая наша задача – разработать методологию мультисенсорных исследований и показать, что эта методология дает нам, чтобы понять, как работает чувственный аппарат применительно к городским исследованиям, какой опыт он у нас формирует и, возможно, дать довольно простой инструментарий для внедрения в практическую оценку пространств – от проектирования до социокультурного развития территории или средовой оценки.  

 

О плюсах и минусах

Большой плюс нашей лаборатории я вижу в том, что у нас есть пространство, которое, конечно, некоторым образом регламентировано, но тем не менее это место для воображения и реализации новых идей. Для меня это пространство творчества, которое уникально в своем роде, которое мы сами придумали, которым сами создавали, это детище, что-то свое.

Это пространство творчества, которое уникально в своем роде, которое мы сами придумали, которое сами создавали, это детище, что-то свое

В лаборатории очень много разных задач, и они по-разному реализуются. В некоторых сильна образовательная составляющая, а в некоторых ее меньше, где-то на первый план выходит организация процессов. Решение каких-то задач дается нам легко, в силу разных опытов, с какими-то мы сталкиваемся впервые.
Изначально все сотрудники лаборатории были на равных – какие-то вещи кто-то знал лучше, а кто-то хуже, но среди нас не было специалистов в мультисенсорных исследованиях, и мы подходили к концептуацизации из одной точки. В плане групповой работы это был интересный и плодотворный формат. Дальше мы столкнулись с неизбежной сложностью, когда у нас сформирована некоторая команда, и она вынужденно рассыпается, потому что ребята заканчивают обучение, и к нам приходят новые сотрудники. Здесь возникает новый организационный и педагогический момент: мы получаем одних участников, с уже сформированными знаниями, и других участников, которые пока только знакомятся с темой. Мне кажется, что если смотреть на нашу работу как на динамический график, то мы все равно «плюсе», так как получаем интерес и большую вовлеченность от младших коллег, а это хороший признак.

Одна из онлайн-встреч НУЛ
Из архивов лаборатории

Я стала ответственна за ольфакторные данные довольно спонтанно. Пока мы занимались обзором того, что есть на пространстве академической науки, то нашлось довольно много вещей, которые меня заинтересовали, связанных именно с запахом. Но это совершенно не значит, что меня не интересуют остальные модусы восприятия. Так как я училась у коллег-антропологов, то в какой-то момент мне также стала интересна визуальная этнография и вообще анализ визуальных данных, но так устроена жизнь, что лучше выбирать что-то одно и заниматься им тщательно. Или не обязательно одно, но на то, на что хватает энергии и возможностей. 

Мои академические планы очень хорошо сочетаются с работой в лаборатории, потому что я пишу статью о разных подходах к изучению запаха в городе. Это мой основной академический план на ближайшее время, остальные планы тоже связаны с лабораторией – провести второй этап полевого исследования, а также довести историю с методологией до финала.

 

Мои рекомендации:

Про айтрекер: 

Dupont, L., Ooms, K., Duchowski, A. T., Antrop, M., & Van Eetvelde, V. (2017). Investigating the visual exploration of the rural-urban gradient using eye-tracking. Spatial Cognition and Computation. https://doi.org/10.1080/13875868.2016.1226837

Lisińska-Kuśnierz, M., Krupa, M. (2020). Suitability of Eye Tracking in Assessing the Visual

Perception of Architecture—A Case Study Concerning Selected Projects Located in Cologne. Buildings, 10(2):20. doi: 10.3390/buildings10020020.

Game-Changing Eye-Tracking Studies Reveal How We Actually See Architecture, by Ann Sussman, Janice M. Ward

https://commonedge.org/game-changing-eye-tracking-studies-reveal-how-we-actually-see-architecture/

 

Про запах в город:

Henshaw, V. (2013). Urban Smellscapes: Understanding and Designing City Smell Environments (1st ed.). Routledge. https://doi.org/10.4324/9780203072776

Обзорная лекция о запахах: https://www.youtube.com/watch?v=InN5ScOwMes&t=525s

Набор карт и визуализаций, посвященных запахам: https://sensorymaps.com/projects/

 

Провел интервью и составил текст

Тимофей Майко