• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Алиса Сторчак о пути в лабораторию и своем исследовательском фокусе

Продолжается цикл публикаций интервью сотрудников научно-учебной лаборатории. Сегодня мы поговорили с Алисой Сторчак, которая рассказала нам о своем пути в Высшую школу экономики, выборе исследовательского фокуса, а также об оценке работы лаборатории по изучению мультисенсорного опыта пользователя городской среды.

Стажер-исследователь лаборатории Алиса Сторчак

Стажер-исследователь лаборатории Алиса Сторчак

Про Высшую школу экономики и городское планирование

В 11 классе я понимала, что мне нравится слишком много вещей. Я не могла определиться с чем хочу связать свою жизнь: с политологией, социологией или может чем-то более философским. Я знала, что не смогу выбрать, и тут появилась программа «Городское планирование», которая содержала в себе огромное количество дисциплин. Даже если что-то одно надоест, то всегда можно будет переключиться на нечто более увлекательное. Именно междисциплинарность городского планирования была основным аргументом при выборе направления – разобраться во всем, но заниматься тем, что нравится именно тебе. 

Именно междисциплинарность городского планирования была основным аргументом при выборе направления – разобраться во всем, но заниматься тем, что нравится именно тебе

С самого начала мне ближе всего были социальные науки, поэтому я знала, что буду исследовать город именно с позиции социолога – заниматься преимущественно социальными отношениями. Есть и более технические дисциплины, которые мне менее интересны, однако я понимаю, что узнать, какие призмы можно использовать для изучения города, будет полезно, но в будущем, все-таки, хотела бы больше заниматься социальными исследованиями.

 

Научно-учебная лаборатория

За Научно-учебной лабораторией по исследованию мультисенсорного опыта пользователя городской среды я следила с середины октября 2019 года, когда была первокурсницей. Одна из сотрудниц – Ксения Майорова – вела у нас курс по философии, иногда упоминая то, чем она занимается – так я узнала о НУЛ. Социальные сети лаборатории были абсолютно мертвые, поэтому нельзя было понять, чем именно занимается лаборатория. В группе Вконтакте было несколько постов об экспедиции во Владивосток, фото оттуда. Основной же предмет изучения был загадкой. Затем на карантине начались ридинг-семинары по антропологии и философии чувств. Я на них не смогла попасть, но темы звучали крайне заманчиво. Мне показалось, что стать частью такой лаборатории было бы интересно. А еще я понимала, что хочу развиваться в научной сфере, поэтому желание присоединиться к деятельности НУЛ было вполне естественным, поскольку в ней есть возможность получить опыт и сделать первые исследовательские шаги.

Я понимала, что хочу развиваться в научной сфере, поэтому желание присоединиться к деятельности НУЛ было вполне естественным


Летом 2020 года был анонс, что лаборатория набирает стажеров-исследователей. Для поступления надо было написать большое мотивационное письмо и рецензию на любую книгу, которая связана с чувствами в городе. Я взяла «Психогеографию» Ги Дебора, сделать на нее рецензию было очень сложно, учитывая его поток сознания, но раз я тут, видимо, справилась. Перед собеседованием в Zoom немного волновалась, но после вступления стала увереннее – отвечала честно о том, что знаю далеко не все, но с радостью буду учиться. На то наша лаборатория и учебная.

Zoom научно-учебной лаборатории
Из архива лаборатории

В мотивационном письме был вопрос: «Чем вы ожидаете вы будете заниматься в лаборатории?» Я написала честно, что я не знаю, поскольку никогда не работала в лаборатории и не представляю, как это все устроено, но мне очень интересно узнать. Лаборатория – это звучит страшно, сразу возникают ассоциации с людьми в халатах, которые ходят, что-то делают. Я знала точно, что мы будем много читать и, возможно, что-то писать, но о полевых выходах я тогда еще не знала. Мне казалось, что встречи в лаборатории похожи на обычный семинар – вам дают какое-то задание, а потом вы его обсуждаете. Сейчас я понимаю, что НУЛ – это скорее про автономию. Ты выбираешь исследовательский вектор и занимаешься им, а потом вы с коллегами совместно обсуждаете общие моменты. 

Я написала честно, что я не знаю, поскольку никогда не работала в лаборатории и не представляю, как это все устроено, но мне очень интересно узнать

Я считаю, что для меня лаборатория очень важна. Во-первых, она стимулирует тебя что-то делать. Мы с моей любимой коллегой Катей Соколовой занимаемся анализом звука. Изначально нам было дано задание проанализировать полученные аудиальные данные, и был четкий дедлайн, к которому вся работа должна быть готова. Это сейчас, когда мы уже пишем статью в своем ритме, с самоорганизацией возникли проблемы. Во-вторых, мне нравится состав лаборатории – здесь много преподавателей и студентов непосредственно нашего факультета. В НУЛ достаточно свободная атмосфера, и мне кажется, что отношения в лаборатории довольно горизонтальные – я чувствую, что могу предложить какую-то идею и понимаю, и что меня поддержат, дадут рекомендации по тому, как ее реализовать. 

 

О своем исследовательском фокусе 

Я могу придумать причину, почему решила работать со звуком, но она была бы неправдой. На самом деле – это просто «судьба», потому что нас рандомно разделили по различным чувствам, и так случилось, что мне и Кате Соколовой выпал звук. Нашим тьютором стала Ксения Майорова, чему я безумно рада, поскольку с ней я коммуницирую с первого курса, и мне было приятно, что появилась возможность с ней поработать. Я была очень рада, что попала именно в команду исследования звука.

Когда мы начали исследовать аудиальное, я сразу начала читать дополнительную литературу, смотреть лекции. Тема звука в мультисенсорной рамке не очень исследована, потому что у нас небольшой инструментарий для его изучения – мы должны учитывать и остальные чувства, с чем непросто разобраться. В целом про звук есть отдельное направление исследований – sound studies, где он рассматривается с самых различных аспектов, начиная с технического описания звуков и заканчивая различной экспериментальной музыкой, полевыми записями. Как-то так совпало, что одновременно с началом работы в лаборатории я начала слушать экспериментальную электронную музыку, например, нойз или эмбиент. В общем, несколько векторов пересеклись, поэтому сейчас я занимаюсь звуком. Мне все нравится, и пока что переключаться на другой сенсор я не хочу. 

Несколько векторов пересеклись, поэтому сейчас я занимаюсь звуком

Сейчас мы занимаемся разработкой методики, поэтому основной задачей является переосмысление уже известных подходов к фиксации и обработке данных. Мы анализировали аудиальные полевые записи, классифицировали их, выявляли недочеты, ошибки. Теперь нам надо доработать гайд, выйти в новое поле и посмотреть, как изменятся данные. Мы экспериментируем с методикой и пытаемся понять, какой способ будет оптимальным для изучения звука, на что надо или же не надо делать акценты, как сформулировать вопросы, чтобы получить наиболее полные данные. Это все не так легко, как кажется.

Вообще у меня очень много исследовательских интересов, мне тяжело остановится на чем-то одном. Например, меня интересует тема страха, но скорее не с сенсорной оптики, а с пространственной. Однажды я наткнулась на статью статью «География женского страха» британки Джилл Валентайн, и мне стало интересно, почему женщины более подвержены чувствую небезопасности в городе. Мы сделали в рамках майнора «В лабиринтах культуры: социологический путеводитель по современным обществам» со однокурсницами исследование по этой теме. Я подумала, что было бы любопытно пойти дальше и посмотреть как соотносятся звук и страх. Когда человек испытывает страх, он начинает прислушиваться к звукам вокруг, чтобы найти источник страха. В общем, хочу исследовать этот вопрос, но чуть позже.

Мы с Катей надеемся, что скоро закончим писать статью и поедем с нашим исследованием на конференции. Из ближайших планов пока что нужно дорабатывать гайд, проанализировать новые полевые выходы, чтобы приблизиться к оптимальной методике. Так что с лабораторией мы еще долго будем вместе – наше исследование не завершено, а значит нам нужно продолжать работать в этом направлении.

 

Совместное выступление Алисы Сторчак и Екатерины Соколовой на конференции
Из архива лаборатории

Для заинтересовавшихся 

Про звук:

Соболева Ольга «Звуковой ландшафт. Что такое sound studies и как они помогают понять город» – небольшая вводная статья о звуке в городе. Идеально подойдет для погружения в тематику. 

Brandon LaBelle «Acoustic Territories. Sound Culture and Everyday Life» – книга посвящена исследованиям звука, культуры и урбанизированной среды, которые автор объединяет в понятие акустическая территория. Звук рассматривается через рамку повседневных пространства – домов, улиц, города, что позволяет раскрыть его скрытые возможности.

 

Про страх в гендерном аспекте:

Багина Яна «Страх и тревога как часть женских пространственных историй в городе» – статья о страхе, тревоге и гендере. 

 

Послушать:

https://sounds-from-dangerous-places.org/listen/ – проект Питера Кьюсака, посвященный полевой записи звуков как способу документирования места. Автор показывает, что аудиальные данные не менее важны для воссоздания образа локации, чем визуальные.

https://klammklang.ru/ – Klammklang is a Siberian-raised, Moscow-based label and collective turning margins into junctions by bringing together artists whose practice inhabits the peripheries of the musical.

 

Провел интервью и составил текст

Тимофей Майко