• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О методах визуального анализа городской среды на примере улицы Солянки

Команда по исследованию особенностей визального восприятия города подготовила отчет с результатами своей работы. Из него вы сможете узнать о подходах к анализу визуальных данных, формах проведения исследований и об изучении улицы Солянки. Все подробности в нашем материале. 

Команда во анализу визуальных данных

Команда во анализу визуальных данных
Из архивов лаборатории

Одно из направлений мультисенсорных исследований города – это работа с визуальной составляющей восприятия. В нашей научно-учебной лаборатории этой частью занимается отдельная группа исследователей. 

Среднестатистический человек получает около 60-70% информации через зрительный аппарат, поэтому анализ визуального восприятия человека занимает важные позиции в мультисенсорных исследованиях. Существует широкий выбор среди методов визуального анализа в зависимости от задачи, ее объекта и интереса самого исследователя. Так, мы можем говорить о живой работе, анализе в реальном времени, скажем, «осмотр» или «наблюдение» с одновременным документированием материалов в текстовом или аудио формате. Однако чаще всего встречается вариант работы с фотографиями или же видеорядом. Обобщая, можно сказать, что есть 3 основных формата проведения исследований с использованием фотографий:

1. Исследователь сам анализирует фотографии, сделанные в отрыве от его деятельности - например, работы профессиональных фотографов, пользователей социальных сетей и другие.

2. Исследователь работает с респондентами  и фиксирует их реакцию на демонстрируемые изображения.

3. Исследователь создает задание, выстраивает рамку для респондентов, которые, в свою очередь, отправляются на «фото-сафари» и делают фотографии в рамках выданной установки. После чего все фото поступают к исследователю, который их позднее интерпретирует.


Наша работа строится именно по последнему сценарию. Осенью 2020 и весной 2021 ученики лицея НИУ ВШЭ и сотрудники лаборатории отправились на «фото-сафари» по улице Солянке (подробнее о полевом исследовании вы можете прочитать тут). Их путь пролегал от набережной реки Яузы до улицы Забелина по одной стороне улицы и в обратную сторону по другой стороне. Респонденты должны были сделать фотографии всех объектов, которые чем-либо привлекли их внимание.

Улица Солянка
Из архивов лаборатории. Данные картографической основы: с участниками проекта OpenStreetMap, ODbL

По итогам полевого выхода, кроме данных, собранных для анализа других форм восприятия, было сделано около 400 фотографий. Именно на этом наборе данных мы тестировали разные направления анализа.

Для начала мы сделали геопространственную привязку фотографий к тем местам, которые на них изображены. Здесь мы столкнулись с первой трудностью: не везде было возможно определить расположение объекта, изображенного на фото, поэтому количество анализируемых фотографий снизилось до 215.

Визуализация пространственной траектории рассмотрения
Из архивов лаборатории. Данные картографической основы: с участниками проекта OpenStreetMap, ODbL

При таком ракурсе исследования удалось выявить места концентрации объектов, чаще всего появляющихся на изображениях с нашего «фото-сафари». Среди них стоит отметить (с севера на юг):

1.  Угол дома 2/6 по улице Солянке, место пересечения;

2.  Церковь Рождества Богородицы и памятник Жертвам Беслана;

3.  Дом с Атлантами, реконструируемый;

4.  Угловой дом 11/6с1 по улице Солянке;

5.  Колокольня Троицкой церкви.

Точки интереса на улице Солянка
Из архивов лаборатории. Данные картографической основы: с участниками проекта OpenStreetMap, ODbL

Следующим шагом мы разделили объекты на категории (см. карты ниже) , так стало понятно, что в каждой точке концентрации присутствует свой набор объектов, вызывающих интерес у фотографов-респондентов.

В точке №1 – угол дома 2/6 по улице Солянке, место пересечения с улицей Забелина – входы в заведения, расположенные в этом здании, вывески. В точке №2 – церковь Рождества Богородицы – основным объектом интереса был сам фасад церкви, аналогично с группой №5 – Колокольня Троицкой церкви – здесь именно колокольня чаще всего оказывается на фотографиях. Реконструируемый Дом с Атлантами – группа №3 – имеет особую концентрацию фотографий большого черного полотна, закрывающего фасад здания, который отведен под категорию «реконструкция», также здесь часто встречается «скульптура», так как особое внимание привлекала сама группа «Атлантов». Точка концентрации №4, то есть угловой дом 11/6с1 по улице Солянке интересна тем, что, в основном, здесь запечатлены части фасада, либо дома целиком. Возможно, это объясняется интересной формой фасада и его исполнением, что характерно и для «фисташкового» дома напротив – улице Солянка, 12-14с1.

При таком фокусе исследования мы смотрим на объективные и субъективные аспекты в комплексе. Объективные реалии города – это те объекты, которые расположены вдоль рассматриваемой улицы, их количество и частота появления. Параллельно с этим мы смотрим и на субъективные моменты – задаемся вопросами «Почему был сфотографирован этот фрагмент фасада? С чем связано большое скопление фотографий витрин на перекрестке с улицей Забелина?» Таким образом мы работаем с личным, субъективным взглядом респондентов на объективно существующее пространство города.

Наша работа с апробацией разных методов визуального анализа все еще находится в активной фазе. Среди следующих шагов, которые нам очень хочется осуществить – анализ цветовой гаммы сделанных фотографий, который мы осуществляем с помощью программного обеспечения Adobe Photoshop. Так, на текущем этапе наша базовая гипотеза состоит в том, что на Солянке преобладают пастельные тона, а вот яркие, неожиданные пятна цвета связаны с наиболее мобильными объектами – такими как транспорт, малые архитектурные формы, продукция на витринах. Другим интересным направлением мы видим физический анализ самой улицы – то как воспринимается угол ее поворота, высота зданий, открывающаяся перспектива. Мы также работаем над углублением анализа фотографий по категориям. Здесь наш самый амбициозный план из всех описанных – создание панорамы улицы Солянки глазами (фотографиями) наших участников «фото-сафари».

Визуальная составляющая очень важна в нашем опыте общения с городом, поэтому спектр возможных исследований очень широк. Чем больше с визуальными данными работаешь, тем больше находишь новых методов той самой работы.

Текст отчета написан и составлен

Анастасией Петровой, 

Елизаветой Ёлкиной,

Марией Нигматуллиной,

Натальей Санниковой

При содействии 

Тимофея Майко