• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ксения Майорова о пути в науку и мультисенсорности

Продолжается новый цикл публикаций интервью сотрудников научно-учебной лаборатории. Сегодня мы поговорили с Ксенией Майоровой, которая рассказала о своем пути в Высшую школу урбанистики, своей исследовательской теме, а также о работе лаборатории по изучению мультисенсорного опыта пользователя городской среды.

Научный сотрудник лаборатории Ксения Майорова

Научный сотрудник лаборатории Ксения Майорова
Из архивов Ксении Майоровой

О пути в Высшую школу урбанистики

Я училась на философском факультете МГУ, и именно там возникла тема города. Сначала, как второстепенная тема, потому что я, будучи студенткой, писала работы по темам, связанным с современными теориями, которые позволяют описывать сложные комплексные вещи в качестве объектов, например город.  

В моей курсовой было несколько сюжетов: сюжет города, сюжет, связанный с феминизмом и гендерной критикой. На защите коллега с другой кафедры сказал, что феминисток из работы можно удалить, а город – это вещь, которой действительно стоит заниматься, и я подумала, что это и вправду интересно. Затем, когда я уже училась в аспирантуре, то совершенно случайно встретила упоминание лаборатории одного из подразделений Высшей школы урбанистики. Я вышла с ней на связь, начала ходить на какие-то мероприятия, узнала, что есть магистратура «Управление пространственным развитием городов» и что можно поступить туда по олимпиаде. Я решила принять участие в олимпиаде, выиграла ее удивительным для себя образом и поступила в магистратуру без дополнительных испытаний. В определенном смысле я случайно оказалась в Высшей школе урбанистики, но хочется верить, что это не совпадение, а некоторое провидение. 

В определенном смысле я случайно оказалась в Высшей школе урбанистики, но хочется верить, что это не совпадение, а некоторое провидение

 

Об исследовательской теме

Фокус моего научного интереса – звук. У меня нет никакого рационального объяснения, никакой классной истории, почему для своих исследований я выбрала именно его. Я долго металась при выборе исследовательской темы в магистратуре, все было связано с неканоническими вещами, которые не особо обсуждаются в академическом сообществе. Звук возник в качестве одного из таких исследовательских направлений, которые меня заинтересовали. Так вышло, что интуиция меня не подвела и я до сих пор не пожалела о своем выборе, потому что заниматься есть чем.

Так вышло, что интуиция меня не подвела и я до сих пор не пожалела о своем выборе, потому что заниматься есть чем

 

О мультисенсорном подходе

Долгое время никому в голову не приходило использовать мультисенсорный подход. Sound studies имеют свою магистральную идею, и очень долгое время она заключалась в том, чтобы провести различие между визуальным и аудиальным, как двумя ключевыми формами восприятия и понять в чем специфика аудиальности по сравнению с доминирующей визуальностью. Сейчас появилась тенденция к мультисенсорности, к пониманию того, что различие между аудиальным и визуальным очень далеко от реального чувственного опыта, потому что он всегда комплексный. 

Мы никогда не воспринимаем исключительно глазами или ушами. Осознание того, что опыт всегда комплексный, стало причиной большого обсуждения в sound studies. Публикаций, связанных с мультисенсорной парадигмой, появляется все больше, все больше об этом говорят. Это определенный тренд и он связан с определенным этапом в развитии дискурса о звуке. Sound studies переросли тот момент, когда им нужно было отличить себя от доминирующего дискурсивного поля, и перешли к более конструктивному диалогу, который требует абсолютно другого языка описания, других исследовательских подходов. Собственно в этом и заключается основной концептуальный заход нашей лаборатории.

Мультисенсорный подход связан с мультисенсорностью вопреки унисенсорности, то есть рассмотрению не одного чувства, а сразу комплекса чувств. Есть и другая вещь – городские исследования – это традиция, которая укоренена в городской социологии конца конце ⅩⅨ начале ⅩⅩ века. Поэтому подходы социальных наук, критическая теория являются основными теоретическими рамками, исходя из которых обсуждают восприятие городской среды. Восприятие городской среды – это культурные установки в головах людей, нормы, привычки, практики, которые в этом месте, культуре, сообществе реализуются, производятся. Восприятие городской среды – это тот ментальный образ, который есть в голове людей.

Восприятие городской среды – это культурные установки в головах людей, нормы, привычки, практики, которые в этом месте, культуре, сообществе реализуются, производятся

Чувственный подход принципиально иной, он выдергивает нас из ощущения что человек – это его сознание, погружая в понимание того, что сознание – это тело, предполагающее наличие органов, при помощи которых человек взаимодействует с окружающей средой. Это окунает нас в противоположную теоретическую традицию, предполагает большое количество знаний не только из социальных наук, гуманитарной психологии, но и из области естественных наук, которые материалистически описывают происходящие с человеком процессы. Это движение подразумевает взаимодействие наук, междисциплинарность не только гуманитарных наук между собой, но гуманитарных и естественных. 

 

О целях лаборатории


Изначально задача перед лабораторией была поставлена чрезвычайно амбициозная – создать исследовательский хаб, где все должно делаться с нуля. Никто не обладал специфическими знаниями, скорее интересом и готовностью разбираться. Мне кажется, что мы очень многое для себя поняли за это время. Я совершенно переосмыслила свою исследовательскую тему, поняла, что без мультисенсорности сейчас точно никуда не деться. Мы сильно переосмыслили исследование опыта в городской среде. Два с лишним года – это довольно короткий срок для изменения такой фундаментальной системы, как язык описания, но тем не менее кое-каких результатов нам удалось добиться. Так что я бы положительно оценила деятельность лаборатории.
Zoom встреча научно-учебной лаборатории
Из архивов лаборатории

О передаче знаний 

Я вижу, как тема мультисенсорности получает распространение среди младших коллег, среди студентов второго курса бакалавриата. Я чуть более плотно взаимодействую с коллегами, занимающимися темой звука в лаборатории, и вижу, что точка их захода в эту тема гораздо более перспективная и продвинутая, нежели была у меня, когда я начинала заниматься этой темой в магистратуре. Это радует и вселяет надежды относительно того, что нового нам доведется узнать в ходе исследований. Мне кажется, что задача оценить свои результаты очень сложная. Всегда есть за что поругать, всегда есть причина быть недовольным относительно проделанной работы, но наша задача заключалась в том, чтобы дать возможность стажерам-исследователям окунуться в авторскую исследовательскую работу, не воспроизводить готовый алгоритм, а разрабатывать его с нуля. Эту атмосферу в лаборатории создать удалось. 

 

«Звуковое действие и звуковое насилие: концептуальный словарь для описания городских конфликтов»

Тема моей статьи – «звуковое насилие», я так называю воздействие звука на всех вокруг. Основная задача заключалась в концептуализации понятия, объяснении того, что «звуковое насилие» – это не обывательское насилие, ассоциирующееся со страданиями, а установление некоторых властных диспозиций, некоторый захват территорий. Этот захват не обязательно сопровождается невыносимой болью, он может восприниматься довольно позитивно, но тем не менее это расстановка сил. Звук, в отличие от визуально воспринимаемых объектов, очень эфемерный. Он возникает, исчезает, может оставаться незаметным, фоновым. Эти особенности делают его необычной силой для установления властных диспозиций в городском пространстве. Например, если человек громко говорит по телефону на улице, то он не просто занимается личной практикой, а осуществляет экспансию на территории, которые оказываются охвачены производимым им звуком, и все объекты, которые оказываются в этом диапазоне, подпадают под влияние, зачастую, сами того не желая. В этом плане уличные музыканты, шумящие автомобили не просто события, практики, а еще и процессы установления властных диспозиций, потому что все вокруг, кто под это влияние подпадают, вынуждены перестраивать свое поведение. Такую силу звука я называю «звуковым насилием».

Об участии в международной конференции “Un/sounding the Relational City”

Конференция была чрезвычайно интересной для меня, потому что ее географическая специфика была очень отчетливой. Я была одной из немногих участниц, приехавших с другого конца земного шара – большинство исследователей были с американского континента. Для меня было совершенно новым преобладание географически обусловленных тем, в частности, меня поразило большое количество исследователей, занимающихся географией джаза. Они исследуют то, как расположение знаковых клубов влияет на жизнь ближайших районов. Также было много докладов, посвященных технологическим особенностям звуковых практик, которые связаны с городскими точками wi-fi, с беспилотными автомобилями, очень подробно обсуждалась тема звуковой слежки, популярная в гуманитарных исследованиях. Еще одна большая тема была связана с афроамериканской культурной спецификой, их звуковых практик. Мультисенсорности на конференции не был ни в каком виде. Это отчасти объяснимо, так как конференция была о культурной силе звука, а не о sound studies и восприятии звука.

Я была одной из немногих участниц, приехавших с другого конца земного шара – большинство исследователей были с американского континента

Об академических планах

Я все больше занимаюсь интерграцией темы мультисенсорности в тему звука. Я планирую больше занятся арт-практиками, потому что они долгое время от науки четко отграничивались. Мы занимаемся абсолютно точной наукой, а вот тут «арт», и там может быть все что угодно, и любые выводы, к которым можно прийти в ходе арт-исследования ненадежны и во внимание не принимаются. Ныне мы понимаем, что такое разграничение стало большим препятствием для развития, например, в области восприятия города. Чтобы это разграничение преодолеть, необходимо стереть границу между искусством и наукой или попытаться работать на стыке. Меня чрезвычайно интересуют практики, связанные с искусством и художественными, экспериментальными способами познания. Они в большом количестве присутствуют в поле относительно звука, чуть в меньшем количестве относительно иных невизуальных форм восприятия, но тем не менее и в эту сторону тоже идет большой тренд.

 

Книга Мишеля Шиона «Звук. Слушать, слышать, наблюдать»
Из архивов Алисы Сторчак

Что делать, если заинтересовался?

Если пять лет назад можно было сказать, что по-русски вообще ничего нет, то сейчас есть огромное количество материалов. В первую очередь стоит обратить внимание на книгу Мишеля Шиона «Звук. Слушать, слышать, наблюдать». Эта книга великолепна для первого ознакомления с темой звука. Автор картографирует 99% проблематики, возникающей в связи со звуком, ключевые различия, которые нужно понимать. Помимо этого я предложила бы начать следить за мероприятиями, которые проходят online. Большое количество мероприятий уже записано и лежит на Youtube.

Провел интервью и составил текст

Тимофей Майко