Транспорт будущего: от карет Паскаля к беспилотным конвоям
Директор Центра исследований «Умного города» НИУ ВШЭ Константин Трофименко принял участие в воркшопе «Лаборатория транспортных решений» от MARKSGROUP в рамках фестиваля «Открытый город».

«Открытый город» — проект, посвященный архитектурному и градостроительному образованию, проводится Москомархитектурой по инициативе главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова с 2016 года. Тема фестиваля этого года — Архитектура мобильности, выбранная приглашенным куратором и руководителем архитектурного бюро «АБТБ» Тимур Башкаев и историком архитектуры и строительства Александром Змеулом. В рамках воркшопов студенты будут изучать методы повышения качества мобильности на макро- и на микроуровне, изучив вопрос в масштабе агломерации, города, района, конкретного участка или объекта.
«Современный город — это высочайшая плотность коммуникаций, обеспечивающая скорость развития цивилизации. В Москве достигнуты огромные успехи в транспортной сфере, но как в любом мегаполисе есть и проблемы, вытекающие из процесса развития города. Мы предлагаем рассмотреть вопросы повышения качества мобильности в двух тесно переплетающихся измерениях — транспортном и архитектурном», – главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
Константин Трофименко рассказал студентам о будущем транспортных систем — эволюция транспорта, транспортная энергетика, бесконтактные технологии, цифровая трансформация и их взаимовлияние на экономику и функционал мегаполисов.
Как транспорт формирует город
Константин Трофименко выделил три исторических направления, которые до сих пор играют важную роль в развитии транспортной инфраструктуры.
Первое — принцип, который сформулировал французский математик, механик и физик Блез Паскаль. «Именно он сформулировал принцип общественного транспорта: это должны быть общедоступные кареты с заранее известным маршрутом и тарифом. Как вы можете видеть, это определение актуально и до сих пор», — отметил Константин Трофименко.
Второе — массовая автомобилизация по Генри Форду. Идея о том, что автомобиль должен быть не роскошью, а средством передвижения для каждого, радикально изменила планировку и пространство городов, столкнув их с проблемой конкуренции за место.
Третье направление развивается на наших глазах — это цифровизация. «Цифровые технологии обеспечили возможность индивидуализации мобильности Паскаля и обобщения мобильности Форда», — подчеркнул Трофименко. На практике это вылилось в появление каршеринга, микромобильности и сервисов маршрутизации, создавших новые модели транспортного поведения.
Главные драйверы перемен
Спикер выделил два основных направления развития транспорта будущего.
1. Транспортная энергетика. Если с точки конструкции транспортные средства уже достигли оптимума, то в сфере энергетики идет настоящая революция. Среди ключевых трендов — водородная энергетика, умные энергосети, принципиально новые аккумуляторы и технологии бесконтактной зарядки прямо на ходу. Особый интерес представляет концепция двунаправленной зарядки, когда электромобили днем потребляют энергию, а ночью — возвращают избытки в сеть.
2. Цифровая трансформация. Переход к системе, где все элементы — автомобили, светофоры, пешеходы с гаджетами — обмениваются данными в реальном времени (технология V2X — Vehicle-to-Everything).
Однако здесь кроются и новые вызовы: кибербезопасность, хакерские атаки и несовместимость протоколов разных стран, что может стать вопросом геополитики.
Трофименко Константин Юрьевич
Центр исследований «Умного города»: Директор центра
