Публикации
Переход к рыночной экономике в постсоциалистических странах обозначил необходимость формирования прав собственности, легального рынка недвижимости и, следовательно, системы зонирования и регулирования землепользования. Впоследствии начался процесс разделения земель, который продолжается до настоящего момента. В данной статье основное внимание уделяется практике разделения земель на двух типах территорий в российских городах – исторических центрах и крупных советских жилых комплексах. В постсоветской экономике следствием политика приватизации показывает, что она ориентирована на помещения сами по себе, а не на здания и участки. В этой статье мы выделяем спектр проблем, связанных с этим явлением, уделяя особое внимание проблемам, связанным с управлением, финансированием и обновлением территорий.
Статья продолжает тему добрососедства как важное направление развития соседских и местных сообществ. Она посвящена практическим вопросам и социальным технологиям добрососедства, в первую очередь использования добрососедских технологий в современной жилищной сфере, и, особенно, в сфере ЖКХ, учитывая важные изменения, которые там произошли в последние 15 лет после принятия Жилищного кодекса, в первую очередь - возникновение частных управляющих организаций и новых «коллективных заказчиков» - жителей многоквартирных домов. Рассматривается деятельность современных управляющих организаций, внедряющих свои «правила добрососедства» при управлении современными многоквартирными комплексами в Кирове, Нижнем Новгороде и других городах, как новая модель деятельности УО.
В книге обосновывается необходимость формирования новой специальности - «Менеджер местного сообщества». Впервые рассматриваются теоретические основы развития местных сообществ и раскрываются вопросы практической и повседневной работы по поддержке локальных организаций жителей, в том числе деятельности территориального общественного самоуправления и различных других соседских организаций. Представлен большой спектр социальных технологий работы в доме и во дворе со своим соседским сообществом, изученный и собранный авторами в ходе их многолетней практической работы. Для широкого круга специалистов и всех интересующихся проблемами территориального общественного самоуправления.
В российской практике объекты культурного наследия рассматриваются как объекты недвижимости, которые обладают особым юридическим статусом. Статус ОКН накладывает некоторое количество ограничений в отношении физической работы с объектом, представляющим ценность, и давно стал инструментом противостояния девелоперской активности. Благодаря этому появилось распространенное мнение, что сохранение всегда служит антагонистом развития. В настоящее время наблюдается перелом данной парадигмы в профессиональном сообществе. Мы стали все чаще слышать о необходимости включения объектов культурного наследия в экономический оборот и необходимость их интеграции в современную городскую среду.
В 2018 году на Факультете городского и регионального развития НИУ ВШЭ было запущено исследовательское направление по изучению существующих моделей и практик капитализации объектов культурного наследия. Цель - разработка новых мер поддержки частного сектора при работе с ОКН и поиск ответов на сопутствующие вопросы - действительно ли креативные индустрии и туризм могут стать драйвером сохранения и развития исторической среды? могут ли сохранившиеся исторические центры быть скрытым ресурсом для городской экономики небольших населенных пунктов? может ли стимулирование МСП или государственно-частное партнерство повлиять на сохранение историко-культурного наследия? как бизнесу и государству взаимодействовать более эффективно при работе с наследием? Многие из этих вопросов до сих пор не имеют однозначных ответов.
В последнее десятилетие разрастание городской застройки при уменьшающейся численности населения и растущих затратах на инфраструктуру рассматривается как проблема в европейской практике городского управления. Вероятно, выводы о негативных последствиях этого явления актуальны и для российских городов. Анализ показывает, что разрастание застройки в городах зачастую является необоснованным и не соответствует демографическим тенденциям. Полученные выводы могут быть использованы для изменения этого подхода и переосмысления планов развития городов России.
Принципы «добрососедства» становятся ключевыми при их использовании в технологиях работы органов власти с населением по месту жительства. Естественно, они опираются на изучение вопросов собственно «соседства», соседских отношений, соседских практик и соседских конфликтов, что в свою очередь заставляет нас обратиться к понятию «сообщества» и «соседского сообщества».
В пособии системно рассматриваются вопросы участия населения в государственном и муниципальном управлении – даются базовые понятия и современные концепции предметной области, основные формы и инструменты делиберативной и партиципативной демократии; отражается роль доверия населения к органам публичной власти как фундамента их взаимодействия; анализируется специфика механизмов и практик участия населения в отдельных сферах публичного управления. В учебном пособии представлены не только теоретические положения, но и множество примеров релевантного российского и зарубежного опыта.
Пособие предназначено для использования в рамках программ дополнительного профессионального образования системы подготовки кадров государственных и муниципальных служащих и для подготовки магистров по направлениям 38.04.02 «Менеджмент», 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление» и др. Оно может быть также рекомендовано к изучению лицами, занимающимися вопросами организации участия населения в публичном управлении профессионально (государственным и муниципальным служащим, депутатам, организаторам соучаствующего проектирования, менеджерам местных сообществ), либо на общественных началах.
В этой статье рассматриваются вопросы безопасности на уровне дома, двора или микрорайона — самой близкой к жителям территории, включающей большой объем разного имущества и разных, а следовательно, непростых взаимоотношений между собственниками этого имущества (жилищного и нежилищного,) в том числе и в вопросах безопасности. Говорится об основных вопросах безопасности соседского сообщества и тех шагах, которые может самостоятельно предпринять организация жителей-соседей или отдельные активные жители для того, чтобы вместе противостоять возникающим угрозам и совместно, организованно следить за сохранностью и безопасностью своего жилища, придомовой территории и коммуникаций.
В докладе, подготовленном экспертами Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», рассматриваются меры по восстановлению макроэкономической стабильности России после пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 и достижению главных приоритетов национального развития — повышения качества жизни каждого гражданина, увеличения численности населения страны, создания комфортных условий для проживания, а также раскрытия таланта каждого человека. Предлагаемые меры выработаны в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» Проведенный экспертами анализ социально-экономической ситуации в России и ее взаимосвязи с целями национального развития показал, что постановка новых целей требует изменения текущей социально-экономической политики и корректировки системы национальных проектов и документов стратегического планирования. Авторами доклада сформулированы основные векторы институциональных и структурных экономических реформ, развития научно-технологической сферы, цифровизации, образования, здравоохранения, демографической политики, а также комфортной среды и транспорта.
Культурное наследие является значимым ресурсом для городской экономики. В России вопрос сохранения и развития объектов культурного наследия продолжает стоять достаточно остро. По экспертным оценкам, только в Москве с 1992 года было утрачено более 700 исторических зданий, а с 2015 года город теряет в среднем 20 зданий в год. В рамках исследования авторы поставили перед собой цель – сопоставить стоимость ремонтно-реставрационных работ в России и мире, проанализировать проблемы, характерные для ремонтно-реставрационной отрасли и существующие компенсационные механизмы, разработать концептуальные предложения по совершенствованию отрасли.
Статья подготовлена с целью развития добрососедства в России, его методов и технологий. Показаны связь вопросов сообщества, соседства и добрососедства и их практическое преломление в социальном пространстве городов, а также измеряемые экономические эффекты. Добрососедство рассматривается как важнейшая черта и условие развития современных соседских сообществ, рассмотрены понятия «сообщество» и «соседство». Анализируются практические подходы и современные социальные практики добрососедства, в том числе проведение Дня соседей как полезный инструмент вовлечения жителей в улучшение своего общественного пространства и качества среды проживания.
На данный момент объекты культурного наследия поддаются классификации, заложенной в ФЗ No 73, и делятся на памятники, ансамбли и достопримечательные места. Такое деление в значительной степени отражает морфологию застройки, однако непригодно для разработки механизмов государственной поддержки инвесторов и собственников объектов культурного наследия. Целью исследования является выявление пространственных закономерностей, которые помогут создать типологию, помогающую в разработке моделей дальнейшей капитализации объектов культурного наследия. В рамках исследования авторами была разработана типология, основанная на пространственном анализе параметров, определяющих модель капитализации ОКН. Основанием для типологии, а также значимым фактором стала среда, в которой находятся объекты.
Исторически ценные территории российских городов могут быть как препятствием, так и стимулом социально-экономического роста. Все зависит от способности оценивать и использовать их потенциал. Устоявшиеся практики девелопмента и администрирования развития территорий ориентированы на капитальные меры, связанные со строительством и реконструкцией. Эффекты преобразований принято считать экономическим эффектом от вновь возведенных квадратных метров в исторической среде, являющейся самым дорогим и рискованным полем девелопмента. В то же время акцент на благоустройство исторических городов в рамках подготовки к ЧМ2018 показал, что перезапуск исторических территорий может происходить быстро и безболезненно без серьезных и долгих капитальных преобразований. В статье оцениваются эффекты традиционного девелоперского и мягкого благоустроительного подходов к обновлению исторических территорий.
Многие урбанизированные территории, воспринимаемые Западными исследователями как «Восточные», до сих пор не стали объектом исследований в рамках Urban Studies. При этом многие процессы, проходящие в них, идут вполне в тренде общемировых тенденций. Как и везде, общемировые тренды в каждом конкретном случае имеют свою специфику в зависимости от действия целой совокупности факторов – от социально-экономических до политических, культурных и исторических. В разных регионах такая совокупность факторов может быть выде- лена и описана как специфическая для региона. В данной работе мы постарались нащупать такие специфические совокупности и связать их с глобальными трендами.
Концепция сохранения наследия в XXI веке делает все больший акцент на его использование, позволяющее избежать омертвления, которое, как правило, наступает в результате консервации. Потенциал использования довольно очевиден, его можно оценить квадратными метрами и видами использования, их рыночной ценой.
Территории исторических центров российских городов, выпавших в советское время из фокуса градостроительных политик, становятся объектом интереса частных застройщиков. Девелопмент на этих территориях ведет к утрате полезных параметрических характеристик среды, сформированных эволюционным путем: этажности, размеров землепользования, плотности застройки и пр.
Позиция публичной власти по этому вопросу сводится преимущественно к сохранению отдельных объектов культурного наследия с помощью установления охранных зон. «Историческое поселение» как инструмент, недавно появившийся в отечественной практике, позволяет индивидуализировать подход к территориям исторических центров: задать для них регламенты регулирования параметров застройки. Однако авторы статьи придерживаются той точки зрения, что данный инструментарий не является исчерпывающим, если речь идет не просто о сохранении объектов, а о запуске процесса развития территории.
С переходом к рыночной экономике собственники недвижимости, девелоперы, горожане становятся полноправными участниками городского развития со своими стимулами и интересами. Сегодня логика «сохранения» часто противопоставляется логике «развития», так как установление жесткого параметрического регулирования в краткосрочной перспективе сопряжено со снижением частных выгод каждого из игроков. Поэтому охранные меры должны дополняться комплексом мер по стимулированию, позволяющим превратить наследие в капитализируемый актив и нивелировать разницу между частными и социальными эффектами.
В первой части статьи авторы обращаются к теории городской морфологии, дающей возможность определить потенциал, которым обладает историческая среда. Во второй части дан обзор зарубежных подходов и инструментария, используемого в процессе ревитализации исторических территорий. В третьей части авторы предлагают рассмотреть существующие российские практики с позиции горожан, девелоперов и органов власти с учетом того институционального контекста, который их окружает.
В качестве иллюстрации процессов, происходящих в российских городах, выбран кейс исторического центра Самары.
Оптика нового институционализма позволяет пересмотреть подходы к оценке стимулов и эффектов, оценить вклад различных факторов в инвестиционную привлекательность территории и процесс развития в целом.
Палитра отечественных стратегий территориального развития расширяется в связи с необходимостью перехода от директивных методов развития территорий, свойственных предыдущим периодам, к созданию условий коллективного участия граждан, наделенных правом собственности на землю и объекты недвижимости.
Сегодня в России формируются условия для новых методов контроля и управления развитием территорий с исторической застройкой путем гражданского участия в связи со стремительной реконструкцией института частной собственности на землю и возникновением имущественных интересов граждан-собственников.
Наиболее острой проблемой поддержания исторических территорий видится стереотипное противоречие между задачами сохранения и развития.
В данной статье рассмотрена модель развития территорий, при которых указанное противоречие нивелируется.