Как изучали запахи в городе?
Ольфакторное восприятие городской среды является одним главных для нашей лаборатории. Стажер-исследователь Артем Панкин составил небольшой текст об истории изучения запахов в городе. Читайте подробнее в материале.
Горожане часто не замечают то, как пахнет городская среда, хотя запах практически всегда сопровождает нас на улицах города. Он может оказывать влияние на чувство места – ассоциации и воспоминания человека от определенной локации.
Для исследователей запах также является «сложным» объектом из-за его неуловимости. Запах невозможно запечатлеть, как это можно сделать с визуальным образом или звуком. Поэтому, единственным возможным способом изучения запахов становится изучение субъективных восприятий горожан.
Любое изучение запахов в городе связано с понятием smellscape, то есть ольфакторного ландшафта города. Наиболее известное определение звучит как «процесс восприятия запахов, связанных с определенным пространством, и обобщенные ольфакторные характеристики самого пространства». Именно эти характеристики стремится считать любой исследователь запахов.
Впервые о полноценном исследовании запахов в пространстве начинает говорить географ Дэвид Портеус в 1985 году [1]. В статье он концептуализирует понятие smellscape (запаховый ландшафт) через психологические аспекты восприятия запахов. Любой запаховый ландшафт не является непрерывным, а располагается в пространстве и времени. Особое внимание уделяется роли запаха в детстве и памяти, а также возможному применению “smellscape studies”. Портеус говорит о том, что пришло время обращать внимание не только на визуальное восприятие, но и на другие аспекты, в частности запах и звук. Основная проблема изучения запаха в то время заключалась в отсутствии полноценного словаря для концептуализации, поэтому его предлагается взять из sound studies.
Современные исследования запаха затрагивают множество разных тем. Одна из больших тем – маркетинговые исследования. Например, в статье английских исследователей проводится описание роли запаха в рекламе пространства городской среды [2]. В ней отмечается, что запах играет значительную роль в поведении покупателей и том, какие покупки они совершают. Другая интересная идея – возможность продажи необычных запаховых ландшафтов как продукта для туристов. Предполагается, что таким образом они будут лучше улавливать идентичность места, а также откроют для себя новое измерение изучение города.
Второе важное направление в исследованиях запаха – количественные исследования. Чаще всего исследователи агрегируют данные из социальных сетей, которые так или иначе связаны с городским пространством и запахами в нём, а затем анализируют эмоциональную окраску подобных постов. Например, в ходе исследования ольфакторного ландшафта Лондона и Барселоны было использовано несколько миллионов постов и тэгов из Инстаграма, Твиттера и Фликр [3]. Исследователи проанализировали данные из социальных сетей для каждого из участков города. Каждый запаховых тэг классифицировался в соответствии со специальным «запаховым словарём», который был выработан в прошлых исследованиях на основе опросов респондентов. В итоге, исследователи получили карту, на которых каждый участок города окрашен в соответствии с запаховой категорией, а также карту эмоционального отношения к запахам в том или ином районе.
Из-за того, что запах является сложным для схватывания объектом, наилучшим способом изучения становится ориентация на субъективное восприятие горожан. Для его изучения в олфьакторных исследованиях предложена методология smellwalk (запаховая прогулка), которая нацелена на фиксацию запаховых ощущений респондентов, а также их ассоциаций и воспоминаний, связанных с запахом. Отдельный пласт исследований связан именно с субъективным восприятием горожан. Особенно активно в этой области встаёт вопрос картографирования запахов. Карта, показывающая расположение ареалов запаха в ольфакторном ландшафте города становится главным результатом подобной работы.
Благодаря вниманию к картографии подобные исследования частично смешиваются с арт-практиками: встают вопросы не только академических результатов, но и красоты полученного результата.
В итоге, исследования запахов – сфера, с абсолютно разными исследованиями, методологиями, целями и задачами. Несмотря на широкий пласт исследований в этой области тема запаха в городе остается относительно новой и малоизученной.
Источники:
Текст составлен