• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Артем Панкин об ольфакторном модусе чувств и методах исследования

Продолжается цикл публикаций интервью сотрудников научно-учебной лаборатории. Сегодня мы поговорили с Артемом Панкиным, который рассказал нам о своей работе в лаборатории, исследовании ольфакторного модуса восприятия, а также о разработке методов сбора и анализа данных для изучения мультисенсорного опыта пользователя городской среды.

Артем Панкин об ольфакторном модусе чувств и методах исследования

Чуть-чуть предыстории

Еще до того, как поступать на образовательную программу «Городское планирование», я изучал профили преподавателей и сотрудников факультета на сайте Высшей школы экономики и увидел, что некоторые работают в лаборатории со сложным и непонятным названием. Я ещё тогда узнал о лаборатории, но её профиль на тот момент меня не заинтересовал. Я отложил эту информацию и забыл о ней до того момента, как поступил и начал учиться на «Городском планировании». После поступления стал следить за лабораторией и тем, чем она занимается – читал статьи сотрудников, например статью о звуковом насилии Ксении Майоровой (интервью с Ксенией Майоровой вы можете прочесть тут). Мне стало интересно, потому что мультисенсорность – неочевидный аспект в изучении города. Направление исследований лаборатории пересекала сразу несколько интересных мне областей: когнитивные науки, философия, городские исследования. Поэтому в момент, когда на сайте «Ярмарки проектов» Вышки появилось приглашение стать частью лаборатории, я подал заявку. Ответа очень долго не было, через 2 недели я уже расстроился и забыл про заявку, но позже мне пришел ответ, что меня приглашают к работе в качестве стажёра-исследователя.

Тема лаборатории пересекала сразу несколько интересных мне областей: когнитивные науки, философию, городские исследования

Сходу понять, чем занимается лаборатория было сложно, так как, во-первых, тема новая, не популяризированная в социальных науках, философии, городских исследованиях и только-только набирает обороты. Во-вторых, потому что данных и отчетов на сайте о деятельности лаборатории не было. Исходя из этого у меня не было четкого представления о том, чем я буду заниматься. Целью подачи заявки в лабораторию стало желание попробовать себя в качестве исследователя, опробовать разные методы, изучать город, производить собственное знание и в то же время общаться с опытными коллегами, получать обратную связь, чтобы приобщаться к научному знанию. 

 

Что было дальше?

Мне кажется, что главное впечатление от лаборатории – это ощущение того, что к тебе относятся как к равному. Обычно, в  научных институциях студентов недооценивают. Чаще всего они выполняют research assistant работу: читают статьи или пересобирают данные. Я предполагал, что моя работа в лаборатории будет такой же. Однако это ожидание было разрушено, потому что старшие коллеги относятся к тебе, как к равному: слушают твои идеи, критикуют, дополняют, относятся как к исследователю, который создает знание. Получается, что вы вместе трудитесь над тем, чтобы узнать новое и понять как оно устроено, провести мероприятие или выбрать дизайн исследования.  Как мне кажется, замысел лаборатории в том, что вы вместе активно работаете, а не как стажёры помогаете старшим коллегам делать исследования. То, что лаборатория устроена «горизонтально» стало приятным открытием. 

То, что лаборатория устроена «горизонтально» для меня стало приятным открытием

Когда я попал в лабораторию, мне предложили присоединиться к одной из команд, которые уже работает над разбором полевых материалов – либо визуального модуса, либо ольфакторного, то есть с запахами. Я подумал, что запахи – это неочевидная тема, то, на что мы не обращаем внимание, когда ходим по городу, а визуальный модус гораздо понятнее и естественнее для европейской культуры. В итоге, я решил, что работать с запахами будет интересно –  это новый опыт изучения того, что для меня непонятно: как работать с темой, что я могу в ней изучать, чем можно заниматься. Чтобы найти себя в этом сложном поле, я с коллегой Ангелиной Тортаковой читал много статей об ольфакторных исследованиях: какие дизайны исследований существуют, каким образом они определяют запах, как они предлагают его изучать, какие есть ключевые моменты или методологические шаги. После этого мы решили подумать над тем, как мы хотим изучать запахи и какую методику можно предложить. Для этого мы использовали данные, собранные коллегами, которые работали с ольфакторным модусом до нас. Мы пытались ответить на основные вопросы: что можно понять из этих данные? Как нам улучшить методику сбора, камеральной обработки и интерпретации данных?

Из архивов Артема Панкина

Сейчас

Мы вдохновились статьей на пересечении компьютерных наук и исследованиях запаха о том, как люди относятся к запаху. Когда наши респонденты собирали данные – то есть ходили и нюхали Солянку – они указывали, как они относятся к конкретному запаху: нравится или не нравится. Мы решили проанализировать как оценка отличается в зависимости от участка улицы. Хотелось понять, что на неё влияет, из чего может складываться ольфакторный образ участка. Нам показалось, что это отличная идея, потому что она отражает восприятие людей.

На заключительном этапе, мы распространили фокус отношения к сенсорным данным на остальные модусы. Глобальная идея была в том, чтобы через отношение постараться перейти к центральной теме лаборатории – мультисенсорности, то есть к идее, что все чувства в восприятии связаны. Сейчас мы продолжаем работу над этим, Наш анализ преимущественно количественный: используем математические методы для того, чтобы сравнивать результаты, делать их репрезентативными и сравнимыми. 

В итоге, мы перенесли фокус отношения к сенсорным данным на остальные модусы, то есть то как люди оценивают то, что чувствуют на улице

Методика у нас готова. В данный момент мы фокусируемся на том, чтобы закончить исследование отношения как фактора мультисенсорности –  интепретируем то, что получили. Выделяем пространственные закономерности, смотрим что можно понять из данных и как их использовать в будущем, изучаем как устроено восприятие людей и сенсорный ландшафт Солянки.

Когда мы подходили к изменению методики сбора и обработки данных по отдельному ольфакторному модусу, то старались сделать его удобным для количественного анализа – сделали несколько, возможно, спорных методических ходов, которые показались оправданными для того, чтобы перевести данные из новых полевых выходов в исчисляемые показатели. Например, использовали шкалы от 1 до 6 вместо бинарных оппозиций, чтобы респонденты точнее описывали характеристики запахов: приятный или неприятный, интенсивный или эпизодический, фоновый или доминантный. Дизайн исследования строился на подобных бинарных оппозициях. Это было сделано чтобы в будущем быстрее анализировать данные – с цифрами проще работать, чем с описаниями, когда мы говорим о количественном анализе. Мы спроецировали почти весь гайд полевого исследования в оптике цифр, чтобы увидеть как люди воспринимают город и ольфакторный ландшафт будущей территории. 

Степень приятности запахов на отдельных участках Солянки
Из архивов Артема Панкина

Пилотное исследование Солянки было ориентировано на качественный анализ улицы, и из-за этого возникло множество трудностей как со сбором, так и с дальнейшей обработкой полевых данных, особенно ольфакторных. Преимуществом стало то, что можно было их пересобрать и агрегировать в более удобную форму. Но это заняло немало времени. Поэтому итогом нашей совместной работы стала обновленная методика сбора ольфакторных данных, подготовленных к дальнейшей обработке количественными методами. 

Мы как исследователи отчасти программируем восприятие респондентов. Однако в прошлом гайде при использовании двух оппозиций (приятный или неприятный, фоновый или доминантный) у нас возникали сложности. Многие участвующие выходили за пределы гайда: например, писали, что запах приятный, но захотелось от него уйти. Как можно кодировать такую характеристику? В новой методике мы учли такие ситуации и дали респондентам возможность описывать запах конкретнее. Важно, что у людей могут появиться собственные соображения или особенности восприятия во время сенсорных прогулок, поэтому мы оставляем поля для примечаний: в них описываются необычные наблюдения о прогулке или особенности запаха. 

Важно, что у людей могут появиться собственные соображения или особенности восприятия во время сенсорных прогулок

Также мы акцентируем внимание на воспоминаниях и ассоциациях с запахами, поэтому не ограничиваемся только цифрами, но пытаемся смотреть на то, что люди говорят о своих ощущениях и как они это описывают. В итоге, наша основная исследовательская интенция направлена в сторону количественного анализа, но при этом не забываем обращаться к описаниям запахов респондентами. 

 

Мультисенсорность

Мне кажется, что мультисенсорность – это комплексный вопрос. В первую очередь потому, что в повседневной жизни мы не задумываемся о чувственном восприятии именно в таких категориях. Мы понимаем, что доминирующий модус восприятия – визуальный, но редко задумываемся о связности всех чувств. Поэтому одна из ключевых наших задач понять как устроена мультисенсорность – это глубокий исследовательский вопрос, на решение которого ориентирована лаборатория. Что касается нашего с коллегой исследования – с помощью изучения отношения к сенсорным данным мы пытаемся проследить мультисенсорность: понять, через какие характеристики можно уловить связь модусов и предположить как эта связь устроена, чтобы в новом полевом исследовании верифицировать гипотезы. 

Возвращаясь к мультисенсорности: такой методологический шаг, как уход к отдельным модусам нужен, чтобы исследовать сложные вещи по отдельности – это возможность уловить общие гипотезы, понять как все в целом устроено. Несмотря на то, что мы работаем с полем, мы все равно создаем «лабораторию» на улице. Респонденты попадают в условия, которые отчасти заданы дизайном исследования, что ограничивает их восприятие. Пример: когда наши респонденты собирают данные, частая ситуация – сенсорная перегрузка – когда человек долго вовлеченно чувствует и ориентируется в звуках, в запахах, в визуале по отдельности. В итоге, он проходит относительно короткий маршрут и чувствует себя сильно вымотанным. Это происходит, потому что когда просто идёшь по улице, то не настолько включен в ее восприятие. А значит обычное перемещение по улице не так физически и морально затратно, как во время сенсорной прогулки. Из-за того, что люди воспринимают улицу «приглушенно», мы специально ставим респондентов в гиперболизированные условия: они начинают быть внимательными к запахам, звукам и другим сенсорным данным, которые ощущаются на территории. Благодаря этому становится возможным понять как устроен сенсорный ландшафт и восприятие. Если попросить людей пройти по улице без гайда и акцента на запахи или звуки, то узнать что-то новое будет тяжело. 

Фотографии с осеннего сбора полевых данных
Из архивов лаборатории

Все, что происходит в лаборатории очень захватывающе, потому что исследовательское поле, в котором мы работаем – новое. В нем нет четких ориентиров и устоявшихся подходов. У нас нет возможности апеллировать к именитым исследователям в теме мультисенсорности, потому что мы является первопроходцами. Попытки схватить и описать мультисенсорность, которые у нас происходят, мне кажутся продуктивными для дальнейшего развития этой темы. Поэтому главная задача сейчас – создание методологии. Правильно собрать данные – это одна из основ успешного исследования. Из-за отсутствия устоявшихся правил, мы совершаем шаги, которые направлены на то, чтобы попытаться хоть в какой-то мере понять мультисенсорность. Я считаю, что у нашей лаборатории это получается.

Попытки схватить и описать мультисенсорность, которые у нас происходят, мне кажутся продуктивными для дальнейшего развития этой темы

 

Интервью провел и текст составил

Тимофей Майко