• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Катерина Лысенко о том, как попасть в науку и о своем исследовательском фокусе

Наш цикл интервью с сотрудниками и сотрудницами научно-учебной лаборатории еще далек от завершения. Сегодня мы поговорили с Катериной Лысенко, которая поделилась с нами подробностями своего пути в науку, рассказала об опыте работы с разными сенсорами и обозначала границу между тактильностью и телесностью. Все подробности читайте в материале.

Стажер-исследователь лаборатории Катерина Лысенко

Стажер-исследователь лаборатории Катерина Лысенко
Из архивов Катерины Лысенко

О предыстории

С факультетом городского и регионального планирования я связана напрямую – учусь на третьем курсе программы «Городское планирование». Большую роль в моем попадании в научно-учебную лабораторию сыграло, наверное, мое любопытство. На первом курсе я очень много куда пыталась попасть, интересовалась тем, что происходит на факультете и в Вышке в целом. Тогда наша лаборатория не особо обращала на себя внимание. Потом, уже на середине первого курса, нас пригласили на ридинг-семинары, и дальше, пройдя отбор, я попала в НУЛ уже как стажер-исследователь, позицию которого сейчас и занимаю.


Меня больше интересовали академические направления работы, чем проектная деятельность. По пути в НУЛ я еще успела попасть в научно-учебную группу «Культурная и гуманитарная география», где состою и работаю до сих пор. За это время мы успели сделать исследование Басманного района в Москве, выступить с ним на «Басманных диспутах» и Апрельской конференции, а сейчас занимаемся другими проектами. Наверное, это самое продуктивное из всего того, чем я занималась. Ко всему тому же я познакомилась с другими людьми на факультете, которые занимаются своими небольшими отраслями, и в этот же момент поняла насколько широкий спектр проблем и вопросов может затрагивать урбанистика, как общее направление.

Я познакомилась с другими людьми на факультете, которые занимаются своими небольшими отраслями, и в этот же момент поняла насколько широкий спектр проблем и вопросов может затрагивать урбанистика, как общее направление

Впервые я услышала о лаборатории гораздо раньше ридинг-семинаров – просто вплоть до их начала НУЛ в медийной сфере не особо показывала, что существует. Я видела на сайте факультета, что она функционирует, даже задавала вопросы старшим коллегам, что это за лаборатория, однако целостной картинки не складывалось, поэтому я просто жила с пониманием, что она есть. Когда я попала на ридинг-семинары (это мой любимый формат работы, когда сначала сам читаешь, а потом обсуждаешь с коллегами какой-то текст, видишь другие точки зрения), понемногу начала приобретать понимание тем исследований лаборатории. После их окончания объявили набор стажеров, к участию в котором нас пригласили как ребят, которые уже немного лабораторию знают.

 

Конкретно ожидания от UME Lab у меня стали появляться примерно в тот момент, когда я узнала, что мою заявку приняли и вязли в команду. В целом, могу сказать, что все оправдалось: я думала, что буду заниматься наукой – так и произошло. Еще я рассчитывала на получение какого-то нового взгляда на город и, в принципе, лаборатория с этим помогла очень сильно.

Ридинг-семинар
Из архивов лаборатории

Конкретно о лаборатории

Преимуществом лаборатории можно назвать то, что почти никто не занимается темой мультисенсорности, и то, что мы изучаем, обсуждаем это, конечно, инновационно для академии. Здорово и то, что мы обращаемся к зарубежным источникам: очевидно, что западная наука шагнула в этом направлении дальше и хорошо, что мы тоже идем по этому проторенному (хоть и не всегда простому) пути. Могу сказать точно, что если вы уже задумались о работе у нас, в лаборатории нужно будет много стараться, читать и постоянно занимать свой мозг какими-то размышлениями и концептуализациями. Повторюсь еще раз, наше направление пока что в России еще не разработано, то есть нет каких-то авторов, к которым можно обратиться для понимания теоретической или практической части.

Наше направление пока что в России еще не разработано, то есть нет каких-то авторов, к которым можно обратиться для понимания теоретической или практической части

Я понимаю мультисенсорность, как некоторое ответвление психологии и более натуралистических подходов. Мы можем говорить, что нам комфортно идти по какой-то улице, комфортно что-то еще делать в городе. Мы можем говорить, что какие-то улицы нам не нравятся, но в тот момент, когда мы начинаем изучать восприятие подробней, то выясняем, что «нравится» или «не нравится» опираются на определенные субъективные впечатления, а те, в свою очередь, возникают из сенсорных ощущений. То есть мне может не нравиться идти по темной улице ночью, я чувствую себя некомфортно, так как там, например, нет звука. Мне может нравиться какая-то обзорная точка, откуда видна вода, потому что мне нравится, что видно, как солнце отражается на поверхности водоема. Лаборатория занимается тем, что пытается интерпретировать данные, получаемые нашими сенсорами, нервными клеточками, в какие-то паттерны реакции на них. 

 

На самом деле, перед тем как приступить к работе с тактильными данными я занималась еще вкусовыми и визуальными – так могу сказать, что, в принципе, познакомилась с 3 из 5 сенсоров и имею представление с особенностями обработки полевых данных. Фокус на изучении тактильных данных был абсолютно случаен, нас распределяли на группы для работы с сенсорами хаотично.

 

Тактильные и телесные данные – это классификация, которую мы ввели самостоятельно. Изначально в фокусе исследования была именно тактильность, но мы поняли, что спектр более широк. Например, мы можем что-то потрогать и сказать, что мы ощутили при прикосновении, то есть ощущать кожей. Существует еще телесность как отдельная категория – ее мы выделили при анализе полевых данных. Сюда вошли, например, тошнота или сухость во рту. Из всех сенсорных переживаний эти два стояли между вкусовыми и тактильными, однако затруднительно было отнести их в одну из категорий, и мы приняли решение, что назовем те данные, которые имеют общее с тактильными, но напрямую ими не являющиеся, телесными. Это некоторое переживание нашего тела, которое мы испытываем либо внутри кожи, либо снаружи. Например, всем знакома ситуация, когда идешь по улице, и мимо проезжает человек на самокате. Ты чувствуешь, что он приближается к тебе, но, по сути, ты его не касаешься. Мне кажется, что это хороший пример телесности. 

 

Об актуальном

Сейчас мы совместно с Александром Нененко занимаемся концептуализацией тактильного и телесного опыта с помощью оптики феноменологии, то есть пытаемся понять, всегда ли тактильность – это именно то, что мы непосредственно ощущаем. Некоторые могли наблюдать за собой такой интересный «баг» мозга, когда смотришь на какую-то вещь и примерно понимаешь, что ты почувствуешь, если ее лизнешь, например. По сути, мы понимаем это и в отношении тактильности, то есть мы осознаем каков предмет на ощупь, если просто на него смотрим или просто про него думаем. Мы не касаемся предмета, но его ощущаем и явственно можем себе представить. Мы назвали это «предполагаемой тактильностью» и сейчас пытаемся провести различия между ней и «непосредственной тактильностью».


До работы с тактильными и телесными данными я провела некоторое время и над обработкой собранных ранее визуальных данных. Кроме этого, летом мы с Александром приняли участие в организации открытого лектория под эгидой лаборатории и курировали проведение четырех замечательных лекций с приглашенными спикерами про изучение чувственного восприятия городской среды через призму разных направлений науки (найти открытые лекции вы можете по ссылке).

Честно говоря, пока что сложно что-то планировать, потому что нужно сначала разобраться со статьей. В ближайшем будущем мы двинемся немного дальше в сторону мультисенсорности и займемся более теоретическими вещами в лаборатории чтобы приблизиться к пониманию того, как сенсоры работают не по отдельности, а все вместе.

 

Рекомендации читателям

Для начала общая рекомендация, не про чтение и даже не про тактильность: понаблюдайте за своей городской жизнью с сенсорной точки зрения. Попробуйте погулять без наушников, проследить как меняются запахи на протяжении пути от метро к офису или университету, почувствовать разное покрытие под ногами, а потом подумать о том, что вы почувствовали. Для меня это до сих пор остается любимым занятием при передвижениях.

 

Что касается литературы, то я могу посоветовать книгу Тальмы Лобель «Теплая чашка в холодный день». В ней исследовательница описывает влияние внешних раздражителей на психологическое и эмоциональное состояние человека, рассказывает, как с помощью этих механизмов можно поднять себе настроение или успешно провести переговоры, а также подкрепляет все ссылками на исследования. Думаю, после прочтения даже одной главы вы удивитесь, насколько велико влияние среды на самом деле.

 

Интрвью провел и составил текст

Тимофей Майко