• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Екатерина Соколова о праве, городе и работе со звуком

Цикл интервью сотрудников научно-учебной лаборатории в самом разгаре. Сегодня мы поговорили с Екатериной Соколовой, которая рассказала о том, как с права попасть в сферу урбанистики, о работе со звуком и о проблемах лаборатории. Подробнее читайте в нашем материале.

Стажерка-исследовательница лаборатории Екатерина Соколова

Стажерка-исследовательница лаборатории Екатерина Соколова
Из архивов лаборатории

Как я тут оказалась?

Я юрист на самом деле, учусь на факультете права, но в магистратуру иду на «Управление пространственным развитием городов». Урбанистика – комплексная наука, а без права в принципе никуда не деться в нашем мире. Я хочу объединить эти интереса – право и город. Я начала думать, как мне это сделать и нашла тему городских конфликтов как одну из возможных, которой хотела бы заниматься, и тему, связанную с объектами культурного наследия. Все это стоит на границе между правом и городом. Например, публичные слушания – это правовой механизм, который реализуется в городе, ими я тоже занимаюсь. Такие вещи мне очень нравятся, а к этому я пришла потому, что моя подруга решила поступать в МАРХИ и ходила со мной на разные лекции. В результате пара мероприятий от Strelka меня сильно заинтересовали, и вот я здесь. Сначала я просто читала книги и статьи в интернете о городе, а потом поняла, что в НИУ ВШЭ есть специализированный майнор. Посмотрела другие майноры и решила, что «Урбанистика» сильно выигрывает. После этого я начала больше читать, смотреть и формировать свое восприятие города и его связи с правом. 

 

Я и до этого интересовалась, что происходит в городе, что С.С.Собянин делает в Москве, а потом в августе на почту пришла рассылка о наборе в научно-учебной лаборатории по исследованию мультисенсорного опыта пользователя городской среды. На тот момент из-за карантина закрылась мастерская, в которой я участвовала, и я поняла, что не хочу стоять на месте и готова пробовать что-то новое. В качестве задания нужно было написать рецензию на книгу, связанную с мультисенсорностью. Я даже не представляла, что такое мультисенсорность, поэтому сначала нужно было определить этот термин, а потом найти книгу. Я очень нервничала, заваливала всех письмами, в результате ответ от лаборатории о том, что меня зовут на интервью, пришел в спам, и я получила только следующий ответ. Выглядело это примерно так: я иду в конце августа на факультет «Права» заниматься кураторством и вижу письмо «Выберете слот для интервью». Какое интервью? Что происходит? Только потом я поняла, что это из лаборатории, а у меня нет никакой возможности подготовиться к нему, и оно буквально через пару часов. В результате проходила собеседование у себя на факультете за железными дверьми, меня охраняли от первокурсников, нападающих с вопросами. 

В результате проходила собеседование у себя на факультете за железными дверьми, меня охраняли от первокурсников, нападающих с вопросами

Я писала рецензию на книгу Чарльза Лэндри «The art of city making», где он описывает весь спектр чувств. Это книга не целиком посвещена мультисенсорности, а только некоторые ее части затрагивают чувственный опыт в городе. Автор описывал массу современных, необычных явлений, например про то, как в больших магазинах, торговых центрах людей заманивают при помощи запахов, что запахи могут означать определенный статус. Так, запах новой машины дает тебе ощущение, что ты крут, что ты можешь себе ее позволить. Также Чарльз Лэндри описывал интересный эффект каньонов в городах, связанный с шумовым загрязнением и проблемами с экологией. Эффект усиливает рычание уличного движения, сирен, аккумулируя звучание города в своих стенах и не дает ветру выдувать грязь и частицы пыли с улиц, в результате мы постоянно живем в шумном, пахнущем мегаполисе.

Чарльз Лэндри «The art of city making»
Из архивов лаборатории

Что я думаю о лаборатории?

У меня было смутные представления о лаборатории. Если честно, то я ожидала всего. Я с нетерпением ждала, когда начнется работа – мы начали встречи с октября. Я думала, что мы будет активно, наверное, читать литературу – это дается на откуп каждому сотруднику лично, чтобы он или она сами изучали разные вопросы и формировали базу знаний, тем более многие уже в прошлом году ходили на ридинг-семинары. Помимо этого я ожидала научной деятельности и очень рада, что нам дают возможность писать академическую статью, думаю, что это будет мой первый шаг в науку. 

Я очень рада, что нам дают возможность писать академическую статью, думаю, что это будет мой первый шаг в науку

Мы до сих пор в лаборатории создаем знание о мультисерном и мультисенсорности в целом. Мультисенсорный подход предполагает, что мы рассматриваем влияние всех сенсоров человека в связке, то есть исследуем и зрение, и тактильность, и визуалбное восприятие совместно. Мы не можем расчленять набор того, как человек воспринимает среду. Это попытка изучить, как различные сенсоры взаимодействуют друг с другом и влияют на человека и на его восприятие города. 

 

Мне не кажется правильным, что лаборатория работает отделами по модусам чувств. Изначально мы были разделены в конце прошлого года – тогда это деление было связано с тем, что было необходимо изучить данные, полученные в рамках первого полевого исследования. Мы с Алисой (интервью с Алисой Сторчак вы можете прочесть тут) совместно изучали аудиальные данные, потому что один человек не справился бы с таким объемом работы. В результате, данные мы все изучили, разобрали, и дальше все продолжили двигаться по своим треками.

 

Мы с Алисой уже некоторое время пишем статью и сейчас решили ее немного изменить и пустить больше по мультисенсорному треку. Первоначально мы совсем немного написали про мультисенсорный подход, исходя из логики, что все вместе сложно изучать, поэтому давайте в начале изучим звук, а потом, следующим этапом, рассмотрим уже комплекс, когда будем иметь более широкое представление об одном из сенсоров. На самом деле мы ушли в sound studies, что не совсем хорошо. Однако это структурная проблема, которая объяснима тем, что мы занимаемся чем-то новым, особенно для российской науки, и пока что лишь ищем подходы к этой теме. Попробовали и теперь попробуем по-другому. Возможно, опыт деления был не самым лучшим, но сейчас мы уже работаем так. 

Это структурная проблема, которая объяснима тем, что мы занимаемся чем-то новым


Попала я на звук, насколько я помню, случайно. У нас была встреча, и тогда нужно было как раз начать работать с данными, проанализировать их. Ксения Майорова (интервью с Ксенией Майоровой вы можете прочесть тут) перечислила нас в случайном порядке и всех распределила по группам. Вышло так, что мы с Алисой вместе попали на звук. У нас чудесные отношения с моей любимой коллегой Алисой, и мы отличная команда.

Совместное выступление Екатерины Соколовой и Алисы Сторчак на конференции
Из архивов лаборатории

Что я делала, делаю и буду делать?

Изначально мы были участниками сбора данных, потом, после того, как мы их собрали, мы начали их разбирать по модусам и писать отчет относительно того, к чему мы пришли. После этого было обсуждение сложных вопросов, связанных с каждым из модусов. У нас был вопрос: «Как изучать звуки в связке с погодными условиями?» Наличие дождя, сильного солнца влияет на характеристики предметов и на звук. Будет ли асфальт звучать одинаково с трехмилиметровой лужой и десятимилиметровой? Как все это записывать? Мы задавали подобные вопросы. Получили много разных ответов. Далее мы должны были написать либо рецензию, либо статью. Мы решили, что хотим попробовать написать статью, связанную с методологией исследования. 

Фото материалы с полевого исследования
Из архивов лаборатории

Если говорить про лабораторию, то да, мой ключевой интерес – звук. Потому что мои иные интересы выходят за вопросы чувственного в городе. Это как раз взаимосвязь права и города, вопросы по организации публичных слушаний, межевания территорий, городские конфликты. Это про город, про человека в городе, но немного с другой стороны. 

 

В апреле я с Алисой выступала на первой для нас конференции, посвященной шуму в городе. Мы очень сильно нервничали, переживали, но получили потрясающий опыт: к нам подходили после нашего выступления и давали советы, делились своим мнением, знаниями, хвалили. Мы решили в конце года побольше поработать над темой и выступить на другой конференции, тоже, кстати, офлайн, что очень важно после целого года карантина. 

 

Выступить на другой конференции, тоже, кстати, офлайн, что очень важно после целого года карантина

Сейчас я хочу развить свою нынешнюю курсовую работу и возможно где-то ее опубликовать. У меня тема, связанная с правом на посад, и я думаю ее расширить, дополнить и тоже где-то представить. Также я хочу написать хорошую дипломную работу и провести серьезное исследование. К тому же следующий год выпускной, ГОСы, магистратура, но мы все равно активно будем писать статью, участвовать в конференциях и пытаться развить что-то из уже написанного. 

 

Рекомендации:

Что почитать о звуке:

«The Soundscape: Our Sonic Environment and the Tuning of the World» Murray Schafer – одна из самых известных книг о звуке, которую стоит прочитать для формирования базовых знаний.

 

Что почитать о праве и городе:

«Разрешение городских конфликтов» И.Р.Медведев – книга моего научного руководителя, очень интересная и помогает даже не юристам понять многие правовые механизмы в городе.

«Люди за забором» М.Трудолюбов  – книга о том, какое наследие оставил нам советский период и о том, как и почему мы относимся к обыденным вещам.

 

Что почитать о Москве и о культурном наследии:

«Москва за садовым кольцом» С.К.Романю – книга рассказывает истории самых разных районов города и о тайнах, которые они хранят.

«Престиж центра. Городская социальная сегрегация в Москве» О.Е.Трущенко – еще одна книга про историю Москвы, но освещающая совершенно другой аспект – где жили те или иные люди и почему.

 

Провел интервью и составил текст

Тимофей Майко

Корректорка 

Ангелина Тортакова