• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ксения Шепетина и Максим Новокрещенов на конференции Европейской социологической ассоциации

Стажеры-исследователи Лаборатории социальных исследований города рассказали о потребительской культуре посетителей московских кальянных.

Ксения Шепетина и Максим Новокрещенов на конференции Европейской социологической ассоциации

Сотрудники лаборатории выступили на 8-ой межсезонной конференции секции по социологии культуры Европейской социологической ассоциации. Конференция проходила 10–12 марта в онлайн-формате. 

Основная тема конференции строилась вокруг критики культурного и политического деления мира на «‎Восток»‎ и «‎Запад»‎, «‎глобальный Юг»‎ и «‎глобальный Север»‎. Но доклады спикеров были посвящены самым разным теоретическим концепциям, социальным феноменам и культурным практикам. В частности, в исследовании Максима и Ксении вопросы неравенства были оставлены в стороне, а основным фокусом стали особенности культуры курения кальяна и посещения кальянных в Москве.

Изучив статистику ВОЗ, исследователи определили, что, несмотря на общее снижение потребления табака в России (включая сигареты, кальян, нюхательный табак и т.д.) и издание законов, ограничивающих курение в публичных местах, популярность кальянных в последние годы резко возросла. Примерно с 2014 года в Москве и других городах начали массово открываться кальянные, причем некоторые из них к настоящему времени стали крупными франшизами, в рамках которых продолжают открываться все новые заведения, в том числе за рубежом. Опираясь на качественные данные – интервью с посетителями и работниками кальянных Москвы, – Ксения и Максим предложили объяснение этому феномену.

Мы сосредоточились на потребительских биографиях курильщиков кальяна и значениях, которые они приписывают этой практике. Теоретическая основа этого исследования объединяет теорию потребительской культуры, которая помогает выявить основные механизмы смыслообразования, и теорию практики, которая способствует пониманию порядка взаимодействия человека с материальными объектами и пространством в процессе потребления. Результаты нашего исследования показывают значение сообществ потребителей в росте популярности кальянных и стремительном развитии этой сферы. Кроме того, мы попытались показать, как сама материальная конфигурация кальяна как объекта во взаимодействии позволяет создавать особую форму социальности, которая в итоге и привлекает новых участников этой практики.