• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Психогеография: путешествие одной исследовательской оптики

Юрий Шубин делает краткий экскурс в историю психогеографии.

Guy Debord The Naked City (1957)

Guy Debord The Naked City (1957)
www.frac-centre.fr/_en/art-and-architecture-collection/debord-guy/rub-317.html?authID=53&ensembleID=705

Генеалогия городских исследований была бы не полной, если исключить из неё языки описания и методы, возникшие вне академического поля. Одним из наиболее интересных таких феноменов безусловно является психогеография. Впервые этот концепт появился на страницах небольшого эссе «Введение в критику городской географии» (1955) лидера французского авангардного Ситуационистского движения Ги Дебора (1931–1994). Дебор использовал его для описания набора специфических техник по исследованию и дальнейшему политическому изменению городской и общественной среды. В дальнейшем психогеография проделала долгий путь, превратившись на рубеже веков скорее в литературную технику, которой сегодня также умело пользуются некоторые кинематографисты и академические исследователи. 

Дебор задумывал психогеографию и техники её осуществления, дрейф и труднопереводимое detournement (что-то вроде переопределения значений), как ящик с инструментами для работы со смыслами и значениями, циркулирующими в городской среде, а также с аффектами, которые они вызывают у людей. Предполагалось, что, выбрав нужную стратегию перемещения по городу (дрейф) и способ взаимодействия с городскими элементами (detournement), психогеографы, проходя по спонтанным городским маршрутам, могут обнаружить смыслы и значения, лежащие за повседневностью, в которой, по мнению Дебора, циркулируют лишь клише общества спектакля и потребления. Именно поэтому обнаружение таких смыслов и описание тех сложных аффектов, которые вызывает встреча с ними, предполагают глубокое соприкосновение с историей города, с его аутентичными образами и представлениями. Психогеография – это в какой-то степени всегда движение назад во времени посредством пространственного перемещения с нужной оптикой, чтобы оттуда, минуя настоящее, переместиться прямиком в будущее, которое будет иным, если работа с прошлым была проведена в полной мере. Именно в этом состояла политическая agenda психогеографии у Дебора. Наиболее подробно историю данного понятия у ситуационистов рассмотрела австралийская исследовательница Маккензи Уорк в книге «The Beach Beneath the Street: The Everyday Life and Glorious Times of the Situationist International» (2011), для менее специфичного фокуса на историю психогеографии см.«Психогеография» Мерлина Каверли (2018).

После Ги Дебора и его соратников психогеография постепенно перекочевала из Франции в Великобританию, где стала одной из наиболее влиятельных литературных техник. В конце 90-х – начале нулевых одновременно несколько крупных британских писателей пишут психогеографические романы, действие которых происходит в Лондоне или в его окрестностях: П. Акройд («Лондон. Биография», «Темза. Священная река»), У. Селф (Psychogeography) и Я. Синклер (London Orbital: A Walk Around The M25). Селф ведет еще и газетную колонку с соответствующим названием в The Independent. Основным инструментом создания таких книг становится пешая ходьба по различным маршрутам – часто спонтанным, но почти всегда выводящим рассказчика к истории города и вообще «места» в её наиболее очищенном виде. Руины, кладбища, исторические памятники, старые здания городских учреждений вроде вокзалов или больниц, водосточные сооружения, нарочито урбанизированные шоссе или заводы – именно в наложении восприятия таких мест, своего родагетеротопий, и личных переживаний дрейфующего возможен выход на более широкую историческую перспективу, где аффекты, возникающие и фиксирующиеся психогеографом, становятся почти неразличимы с переживаниями людей, когда-то живших здесь или тех, кому только предстоит здесь оказаться. 

Один из наиболее известных психогеографов в литературе Винфрид Георг Зебальд, писавший на немецком, но совершавший свои дрейфы в Англии, как-то сказал, что чувство дома – это детское чувство, недоступное взрослым людям. Номадический компонент существования в глобализованном, перманентно изменяющемся мире действительно становится настолько сильным, что психогеография с её спонтанным дрейфом как главным исследовательским инструментом оказывается как нельзя кстати для городских исследователей и для любого, кто хочет увидеть современный город через призму смыслов, давно погребенных глубоко под ним. Документальный фильм Гранта Джи «Patience: after Sebald» (2012), посвященный роману Зебальда «Кольца Сатурна», кстати, можно назвать одним из прекрасных современных образчиков психогеографии в кино. 


Об одном из вариантов осмысления психогеографии в российском контексте читайте по ссылке.