• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мастер-класс по этнографии с Ольгой Бредниковой

10 февраля сотрудник Центра независимых социологических исследований Ольга Бредникова рассказала о специфике проведения основных этапов этнографических исследований.

Иллюстрация Виктории Аксеновой, стажера-исследователя лаборатории

Иллюстрация Виктории Аксеновой, стажера-исследователя лаборатории

Ольга Бредникова  научный сотрудник Центра независимых социологических исследований в Санкт-Петербурге. В сферу исследовательских интересов Ольги входит изучение миграции и мигрантов, соседства в старых и новых городских районах, городских пространств и повседневной жизни.

На мастер-классе Ольга рассказала о специфике этнографической стратегии в социологии, опираясь на свой опыт полевых исследований. Она подробно остановилась на разных этапах и аспектах исследования: погружении в поле и установлении контактов с информантами, поиске исследовательского фокуса, написании дневников наблюдений, работе с литературой и написании текстов.

Этнография — сложная исследовательская стратегия, которая требует немалого количества времени, интеллектуальных и физических сил. Она предполагает внимательность исследователя к разным типам данных: полезными могут оказаться любые сведения от статей в СМИ до случайного разговора. Этнографическая стратегия основана на высокой степени вовлеченности исследователя, его особой чувствительности к людям и событиям, а также рефлексивности относительно своей позиции и эмоций. Ольга подчеркнула, что в рамках этнографического исследования возможен и допустим множественный вход в поле - через разных "проводников" и в разных ситуациях. Если что-то не получается с самого начала, обязательно стоит пробовать разные варианты и просто копить информацию о поле, которая с высокой вероятностью она окажется полезной. Покидая поле, стоит проговорить дальнейшее взаимодействие с информантами, ведь в ряде случаев исследователь может вернуться к теме.