• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Псков.Дрейф»: встреча с участниками арт-проекта о городской среде

6 февраля в Лаборатории социальных исследований города ФГРР выступили фотограф Денис Есаков и исследователь Савва Дудин с рассказом о том, как проходило создание карты-журнала «Псков.Дрейф».

Денис Есаков — участник выставок в ММОМА, Музее архитектуры им. А.В. Щусева, ЦВЗ «Манеж», «Галерее классической фотографии». Автор книги «Архидрон: пятый фасад Москвы». Работы Дениса публиковались в крупнейших архитектурных изданиях: Architectural Review, MARK, Archdaily, Designboom, Архи.ру и других. Узнать больше о его работе можно на сайте.

Савва Дудин — исследователь и проектировщик обучающего опыта. Выпускник факультета социальных наук Высшей школы экономики.

Карта-журнал «Псков.Дрейф» появилась в ходе урбанистического исследовательского проекта, прошедшего в июне 2019 года в Пскове. Целью проекта было познакомиться с городом, используя при этом методологию дрейфа Ги Дебора. Для этого пятеро художников и исследователей посетили незнакомый город и в течение трех часов дрейфовали по нему — гуляли, придерживаясь заранее придуманных стратегий. Это сделало прогулочные маршруты отличными от классических туристических маршрутов Пскова и открыло город с необычных ракурсов. В результате проекта участники создали творческую карту-журнал, в которую вошли эссе о дрейфах, фотографии, поэзия и треки маршрутов художников.

На встрече Денис и Савва поделились своим опытом дрейфа и рассказали, что это может дать туристам, исследователям и жителям города. Приехав в Псков, художники почувствовали себя варягами, попавшими в чужую повседневность. Для ее осмысления выбирается фокус дрейфа: образ человека, чей маршрут можно воспроизвести, или автоматические указатели, которые будут регулировать маршрут. Так, фокусом одной из участниц перфоманса стал образ «женщины полного рабочего дня», воплотившейся в женщинах на высоких каблуках горожанках, которые усиленно работают над созданием своего внешнего вида. Фокусом другой участницы стало движение от перекрестка к перекрестку с поворотом налево на каждой второй развилке. Туристу такой подход позволит уклониться от классического сценария знакомства с новым местом, в котором при помощи гидов и достопримечательностей насаждается лишь тот образ города, который принято считать туристическим. Исследователю методы остранения города помогут найти проявления  городских практик и того, как происходит освоение пространства горожанами, что соотносится с теорией повседневности де Серто. Обращение к дрейфу для самих жителей города ценно своей возможностью переосмыслить привычное городское пространство, что может стать толчком к созданию новых городских мест. Так, например, 13 февраля в Пскове открывается выставка художественных работ, созданных в рамках дрейфа и посвященных городу.

Представление проекта проходило в формате разговора с аудиторией и не имело иного фотосопровождения, кроме самой карты-журнала, где иногда встречались фотографии. Это вызвало вопрос о причинах отказа от визуального в пользу речевого медиума. Денис подтвердил, что это было осознанное решение, которое играет ключевую роль в его работе. Этим отказом они хотят сконцентрировать внимание на рассказе, который создает сам дрейф. Фотографии же классического постсоветского микрорайона, которые могли бы получиться в ходе прогулки, отвлекали бы от разговора, препятствуя остранению города.

Результатом дрейфа стал ремэппинг города – создание его альтернативной карты, в которой меньше картографических данных, но больше города и его жителей. Ведь, как сказал Савва: «Дрейфы нужны для того, чтобы, выйдя из дома по обычной дорожке, можно было сдуть пыль с окружающих объектов и увидеть, насколько они объемны и интересны».