• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Общественный транспорт как публичное пространство»: презентация исследователей из Лейпцига

26 ноября в Лаборатории социальных исследований города состоялась презентация Тонио Вейкера и Владимира Сгибнева (Лейпциг, Германия), в которой они рассказали об исследовательском проекте по изучению общественного транспорта в европейских городах.

Исследователи из Института региональной географии им.Лейбница представили стартовавший в 2019 году международный междисциплинарный проект «Public transport as public space in European cities: Narrating, experiencing, contesting» (PUTSPACE). В команду проекта входят историки, литературоведы, социологи из Германии, Финляндии, Бельгии и Эстонии. География исследования тоже достаточно обширна: Брюссель, Таллин, Турку, Лондон, Харьков, Ростов-на-Дону, Волгоград и др. Каждая исследовательская группа сконцентрируется на своем тематическом направлении, но все они будут объединены общим вопросом «Что публичного в общественном транспорте?». 

Владимир Сгибнев рассказал, что традиционных подходов к изучению транспорта оказывается недостаточно для понимания того, как он работает. Они ориентированы преимущественно на инженерные дисциплины и рассматривают транспорт с точки зрения технократической перспективы, где его роль сводится к способности доставлять людей из точки А в точку Б. Подобная перспектива не позволяет определить, как работают социальные нормы, как происходят взаимодействия между людьми, как возникают конфликты и формируется солидарность. В то же время данные вопросы чрезвычайно важны для понимания общественного транспорта, который является одним из наиболее контролируемых публичных пространств в городе – посредством камер слежения, служб охраны, множества правил и инструкций. Например, когда человек входит в автобус, он не читает правила проезда, однако от него как от пассажира ожидается исполнение этих правил. 

Исследуя публичность общественного транспорта, участники проекта фокусируются в первую очередь на роли публичных пространств в политическом дискурсе. Их политическое значение заключается в том, что они могут «включать» или «выключать» взаимодействия, потенциальные конфликты. Помимо этих вопросов, исследователи обращают внимание на проблемы доступа к разным видам транспорта и к мобильности в целом, социальной дифференциации, эксклюзии, доступной среды для людей с ограниченными возможностями, модернизации, истории развития транспорта, транспортных реформ, роли общественного транспорта для разных стран и городов и транспортной специфики европейских городов. 

Для иллюстрации подхода к общественному транспорту как публичному пространству Тонио Вейкер рассказал о своем исследовании маршруток и их трансформации в российских городах (Волгоград и Ростов-на-Дону). Маршрутки как общественный транспорт могут быть проанализированы с точки зрения того, как различные акторы понимают публичное пространство. Так, например, муниципальные департаменты транспорта, которые несут ответственность за его работу, заинтересованы в модернизации, контроле, установлении порядка в транспортной сети. Маршрутки могут быть рассмотрены также через призму протестных движений – «кризисов справедливости», возникающих в результате ограничения доступа к транспорту (например, повышение стоимости проезда). В этом случае происходит использование одних публичных пространств, например, улиц и площадей, для получения доступа к другим публичным пространствам – общественному транспорту. 

Участники проекта PUTSPACE не только рассказали о своей работе, но и предложили присоединиться к исследованию в рамках программы стажировок на срок от 1 до 6 месяцев. Набор будет объявляться каждые 6 месяцев вплоть до окончания проекта в мае 2022 года.