• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Телефон: +7 (495) 772-95-90
доб. 12-604 (учебный офис),
12-150 (PR и коммуникации)
E-mail: city@hse.ru

Руководство
Научный руководитель, декан Блинкин Михаил Яковлевич
Первый заместитель декана Воробьев Антон Николаевич
Заместитель декана по учебной работе Плисецкий Евгений Евгеньевич
Заместитель декана по научной деятельности Шилова Надежда Викторовна
Заместитель декана по проектной работе Салтыкова Алла Александровна
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Городское планирование

5 лет
Очная форма обучения
35/20/10
35 бюджетных мест
20 платных мест
10 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Прототипирование городов будущего

2 года
Очная форма обучения
20/15
20 платных мест
15 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Транспортное планирование

2 года
Очная форма обучения
20/10/1
20 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление пространственным развитием городов

2 года
Очная форма обучения
30/20/3
30 бюджетных мест
20 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Статья
Судебные споры по программе реновации Москвы

Медведев И. Р.

Арбитражный и гражданский процесс. 2020. № 3. С. 28-32.

Глава в книге
Транспортная система Сингапура

Тархов С. А.

В кн.: Социально-экономические проблемы развития и функционирования транспортных систем городов и зон их влияния: материалы XXVI Междунар. (двадцать девятой Екатеринбургской) науч.-практ. конф. (16-17 июня 2020 г.). Екатеринбург: Комвакс, 2020. С. 290-326.

«Социалистический город — наследие, в котором скрыты ресурсы для развития»

Профессор Технологического университета Карлсруэ Барбара Энгель поделилась опытом работы с районами массовой жилой застройки в Одессе и Дрездене

Вид на район Горбиц, г. Дрезден (Германия)

Вид на район Горбиц, г. Дрезден (Германия)
© Источник: администрация г. Дрезден URL: https://www.dresden.de/de/stadtraum/planen/stadtentwicklung/stadterneuerung/soziale_stadt/Gorbitz.php

2 и 3 марта в Москве и Туле состоялись публичные лекции доктора архитектуры Барбары Энгель. C 2008 по 2013 год Барбара руководила Отделом планирования центра города Департамента градостроительной политики в Городской администрации г. Дрезден (Германия), с 2013 года — работает в Технологическом университете Карлсруэ. Факультет городского и регионального развития публикует тезисы доклада Барбары «Будущее модернистского жилья: ценности, вызовы и перспективы “сборных” поселений».

Барбара Энгель на лекции в Туле 3 марта 2020 года
Барбара Энгель на лекции в Туле 3 марта 2020 года
Источник: Тульский историко-архитектурный музей

Идеология городского планирования 50-70-хх годов ХХ века сформировала морфотип социалистического города, который встречается во всех городах Европы. Сегодня районы массовой жилой застройки этого периода переживают кризис: их пространственная форма и функциональное наполнение не отвечает стилю жизни и потребностям горожан. Тем не менее, это городская ткань, которая вместе с историческими центрами составляет морфологию «европейского города». Модернистские районы — тоже культурное наследие, к которому нужно относиться с уважением. Что это за наследие, как с ним работать, как могут планировщики разных стран учиться на опыте друг друга — на эти вопросы пыталась ответить команда международного исследовательского проекта «Нелюбимое наследие социалистического города?» / “Unloved Heritage Socialist City?”.

В течение трёх лет над проектом работали студенты и исследователи из университетов Германии, России и Украины. На первом этапе команда изучала опыт реновации районов массовой жилой застройки Германии. Анализ успехов и провалов немецких кейсов реновации позволил определить «слабые места» таких районов и сформулировать принципы работы с ними. Результаты этого анализа команда проекта тестировала на воркшопе по реновации жилого массива Черёмушки на юге Одессы, Украина. Важно отметить, что цель воркшопа заключалась в том, чтобы поработать с конкретной территорией и протестировать планировочные техники, а не в том, чтобы  создать готовую концепцию и сделать полноценные проектные предложения. Исследование завершилось международной конференцией в Иркутске в 2019 году.

Район Черёмушки на карте Одессы
Район Черёмушки на карте Одессы
Источник: Барбара Энгель. Engel, Barbara Alpern, et al. Mass Housing in the Socialist City: Heritage, Values, and Perspectives: Case Studies in Germany, Russia, and Ukraine. DOM Publishers, 2019. p. 35.

4 мини-группы исследователей в течение двух недель воркшопа в Черёмушках искали решения конкретных проблем территории. Первая мини-группа работала над типологией и пространственной организацией жилого массива. Для морфологии социалистического города характерна «текучесть» пространств: граница между публичными и приватными пространствами размыта, а здания не привязаны к фронту улиц. Застройка представлена многоквартирными жилыми домами, но нет других видов жилья, например, таунхаусов или индивидуальных жилых домов. Исследователи пробовали планировочные техники — от воссоздания квартальной застройки исторического города до мягкой работы с этажностью и визуальными доминантами, – чтобы сформировать границы пространств, предложить альтернативную морфологию и новые типологии жилья.

Предложения по трансформации морфотипа микрорайона
Предложения по трансформации морфотипа микрорайона
Источник: 1-4 Валерий Козлов, 5-6 Надежда Дмитрик, 7. Барбара Энгель. Engel, Barbara Alpern, et al. Mass Housing in the Socialist City: Heritage, Values, and Perspectives: Case Studies in Germany, Russia, and Ukraine. DOM Publishers, 2019. pp. 55, 63.

Вторая мини-группа изучала функциональное наполнение Черёмушек и предлагала варианты программирования жилой среды. Городским планировщикам важно было понять, каких сервисов не хватает жителям, и какие новые функции нужны этому району. Социальные функции изначально заложены в планировку таких районов, но мало внимания уделялось повседневным сервисам и магазинам. Недостаток этих функций компенсируется на низовом уровне: появляются киоски и лотки, жители отгораживают территории под парковку, места для хранения, собственные садики. Такие интервенции помогают горожанам удовлетворить ежедневные нужды, но хаотичное вмешательство разрушает структуру пространства и меняет транспортные связи внутри территории.  

Выбор новых, уникальных сервисов зависит от роли территории в масштабе города и от характера связи с другими территориями. Модернистские жилые массивы создавались как самодостаточные спальные районы, и в этом смысле они независимы от других частей города. Новые функции помогут построить связь между территорией и остальным городом, но планировщикам нужно обосновать их выбор.

Третьим проблемным вопросом воркшопа стали общественные пространства. Преимущества модернистских районов включают обилие зеленых зон и публичных территорий. И те, и другие требуют заботы и ухода: важно чётко обозначать границы и функцию каждого места и определить стейкхолдера, который будет его содержать и поддерживать. Без этого публичные пространства превращаются в парковки, пустыри или используются для удовлетворения иных актуальных потребностей местных жителей.

Опыт Черёмушек показал, что жилым массивам не хватает дифференциации открытых пространств по степени приватности: на территории сложно выделить публичные, полуобщественные и приватные пространства. После смены социалистической модели управления территориями на капиталистическую нелегко разобраться, что происходит с правом собственности: зачастую трудно понять, кому принадлежит территория дворов и кто ответственен за её содержание. Некоторые жители занимают прилегающую территорию под собственные садики, даже если участки юридически принадлежат другому собственнику.

Новые общественные пространства важно включить в городскую, районную и локальную сеть. Чтобы пространство работало, ему нужна функция, связь с окружающей застройкой и стейкхолдер, который будет отвечать за его поддержание.

Масштабы сети общественных пространств
Масштабы сети общественных пространств
Источник: Наталья Гавеля. Engel, Barbara Alpern, et al. Mass Housing in the Socialist City: Heritage, Values, and Perspectives: Case Studies in Germany, Russia, and Ukraine. DOM Publishers, 2019. p. 111.

На опыте Черёмушек исследователи увидели, что «бесхозные» открытые пространства занимают машины, а движение автомобилей внутри микрорайона делает улицы и публичные территории  небезопасными для пешеходов. Проектная логика модернистских районов ориентировалась на пешеходные передвижения и общественный транспорт: проектировщики 60-х годов не могли предвидеть сегодняшнего уровня автомобилизации. В этой ситуации необходимо создавать альтернативу личному транспорту и решать проблему парковок внутри микрорайона.

Парковка во дворе жилого дома, г. Челябинск
Парковка во дворе жилого дома, г. Челябинск
Источник: Евгения Клавдиенко URL: https://ssgen.livejournal.com/993353.html

Другая проблема заключается в том, что улицы модернистских районов работают как магистрали для машин. Планировщикам важно превращать городские магистрали в полноценные улицы: сужать дорожное полотно, вводить выделенные линии для велосипедов и общественного транспорта, озеленять тротуары. Этими средствами можно сделать улицы дружелюбными к пешеходам.

Трансформации профиля магистрали
Трансформации профиля магистрали
Источник: Наталья Гавеля. Engel, Barbara Alpern, et al. Mass Housing in the Socialist City: Heritage, Values, and Perspectives: Case Studies in Germany, Russia, and Ukraine. DOM Publishers, 2019. p. 113.

Районы массовой жилой застройки 1950-70-х годов содержат мощный ресурс для развития города. Решение о сносе жилых массивов этого периода приведёт к серьёзным последствиям для города: вместе со зданиями уничтожается масштаб застройки, конкретные функции, нарушается морфотип. Каждый случай необходимо рассматривать отдельно и взвешивать все плюсы и минусы сохранения или сноса зданий.

Для горожан панельные микрорайоны — дом, место, где формируется идентичность, поэтому сообщество чувствительно к трансформации среды. Городские планировщики разбираются в области городского планирования, но главные эксперты территории — сами жители: они лучше знают, как «работает» место, в котором они живут. Важно полно, открыто и в доступной форме информировать горожан о будущем проектов реновации, о перспективах и вызовах возможных сценариев: так они смогут внести свой вклад в реализацию проекта и увидеть, что планировщики уважают их запросы и потребности.